Киев потрясло ДТП, случившееся 2 мая. Превысив скорость, KIA Cerato врезалась в опору столба. Водитель погиб на месте, пассажиру - пианисту из Ирана - оторвало руку. Врачи старались, но не смогли пришить, мужчина находится в тяжелом состоянии. Скажете, таких происшествий в большом мегаполисе может случиться по нескольку в день? Да, но красная KIA, превратившаяся в груду искореженного железа, служила такси. Музыкант сделал заказ по телефону и рассчитывал на нормальную услугу. После ДТП, испытывая невозможную боль, он рассказывал полиции, что почувствовал от молодого водителя запах алкоголя. Случившееся вызвало бурную дискуссию: могут ли пассажиры такси рассчитывать на какие-то гарантии безопасности или нет?
На работу берут по интернету
Результаты экспертиз, когда номер сдавался в печать, еще не были готовы. Но очевидно, что с такими повреждениями, которые получил автомобиль, он не мог двигаться 60 километров в час, как требуют правила. Водитель теоретически нарушил правила дважды - сел за руль, когда алкоголь еще не выветрился из крови, и устроил гонку. Вопрос: куда смотрела фирма, выпустившая на маршрут водителя, который плохо себя контролировал.
Ответ: в никуда. Она вообще не обязана смотреть. Большинство водителей, которых направляют к нам по вызову современные службы такси, в тамошних офисах даже не видели в лицо.
"Устройство в такси по телефону", "Водитель без визита в офис". На такие запросы в Сети выпадет до сотни предложений. Достаточно заполнить электронную анкету: ФИО, паспортные данные, госномер, техпаспорт, марку автомобиля и еще пару граф. Далее вы загружаете в телефон или планшет специальное приложение, через которое получаете заказы. Расчет с фирмой тоже производится по системе электронных платежей.
- Реальными в анкете должны быть только реквизиты автомобиля. А правильно ли вы укажете имя, паспортные данные - не важно. Не нужны справки от психиатра, нарколога и рекомендации с прежнего места работы, - рассказывает Владимир, работающий на одну из служб такси в Киеве. - Даже если вы только вчера получили права, а в строке "водительский стаж" указали 5 лет, это никто не станет проверять. Как и спрашивать, знаете ли вы город.
Не удивляйтесь, что многие таксисты, особенно из числа приезжих, ориентируются по навигатору, часто совершая ошибки при поворотах и путая старые-новые названия улиц.
Контроля нет
Если фирма имеет собственный автопарк, а таких у нас единицы, то она хоть как-то следит за техническим состоянием автомобилей. Но большинство арендуют авто с водителем. И за собственную машину отвечает только он, как и за состояние своего организма. Риски фактически такие же, как поймать машину с руки.
- Я часто видел, как мои коллеги выходят на трассу после приема алкоголя или под действием легких наркотиков, - говорит Владимир. - Если они не нарушают правила, то полиция их не останавливает, контролировать некому. А нарушать сейчас проще. Раньше водитель не знал, откуда ГАИ выскочит, а теперь оглянулся - проблесковых маячков не видать, топи педаль газа или разворачивайся где хочешь.
По словам нашего собеседника, превышают скорость таксисты часто.
- Пассажир не ропщет - быстрее доедет, а таксисту чем меньше времени на одну поездку, тем больше пассажиров. Наши клиенты также частично виноваты в том, что мы нарушаем, но оказываются в заложниках своего времени, - констатирует таксист.
Заметили, сколько SMS атакует ваш телефон с предложением дешевых и быстрых услуг такси? А помните, как в час пик или в дождь трудно найти свободную машину? И это не парадокс. Большие города просто наводнены перевозчиками, но во время повышенного спроса завышаются и их амбиции.
- Таксисты стоят, выжидая либо удобный для себя маршрут, либо чтобы клиент накинул десятку-другую к расчетному тарифу, - говорит наш бывалый человек. - Взять один "жирный" кусок выгоднее, чем два "тощих". Вот и получается, что пассажир проигрывает дважды: ни безопасность ему не гарантирована, ни своевременная услуга.
Собеседник рекомендует не гоняться за дешевыми такси. Где дороже - там все же надежнее. Но вовсе не факт, что, дозвонившись в испытанную уже службу, вы получите машину от нее. Каждая фирма имеет более 10 партнеров с общим эфиром, заказы легко перебрасываются без уведомления о том клиента.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Черная отрасль
Тот факт, что с услугами такси в Украине царит полный хаос, подтверждает глава Профсоюза таксистов Украины Василий Попик:
- Это черная отрасль. Более 80 процентов фирм работают нелегально, без лицензии на пассажирские перевозки. А если есть какие-то документы, то там указано, что за действия таксистов ответственности не несут. То есть если вы опоздали по вине таксиста в аэропорт, случайно оставили в салоне дорогую вещь, никто не обязан компенсировать убытки, - говорит эксперт. - То же самое в случае ДТП.
В такой ситуации страдают и бюджеты всех уровней: перевозчики-нелегалы не платят ни копейки налогов, хотя проворачивают немалые капиталы.
- Вместе с Мининфраструктуры мы разработали законопроект, который передали в Верховную Раду в 2015 году, - говорит Василий Попик. - В нем предлагается упорядочить и узаконить отношения между перевозчиками и государством, перевозчиками и клиентами, прописать права и обязанности. Но когда до него у депутатов дойдут руки, неизвестно.
А что депутатам с такого закона - они на такси не ездят.