Загрузить еще

Вы нам только шепните - мы к вам с плеткой придем

Вы нам только шепните - мы к вам с плеткой придем
Фото: Фото реального эксперимента Милгрэма: слева - учитель, справа - ученик. Фото: youtube.com

НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН

В 1962 году американскому психологу Стэнли Милгрэму из Йельского университета вздумалось разобраться, почему тем или иным лидерам удается так легко подчинять себе людей. В поисках ответа он провел весьма жестокий эксперимент, в ходе которого одним обычным гражданам надо было мучить других по приказу начальника. Результаты ученый опубликовал в 1963 году.

Спустя 55 лет польские ученые повторили эксперимент Милгрэма, чуть-чуть его модернизировав. И убедились, насколько тот был прав, утверждая: "Ни один человек не знает, на что он способен".

В ЧЕМ СМЫСЛ ЭКСПЕРИМЕНТА МИЛГРЭМА

Милгрэм принуждал испытуемых пытать (бить током) свои жертвы. В эксперименте одновременно участвовали трое - учитель, ученик и начальник. Но настоящим - случайно выбранным - добровольцем был лишь учитель. Остальные - актеры. Доброволец этого не знал. Ему объяснили, что ученик - это такой же доброволец, как и он. Что начальник - это авторитетный ученый, руководитель лаборатории, который изучает процессы мышления, а сейчас проверяет гипотезу о том, что боль способствует усвоению пройденного материала (см. схему).

По ходу эксперимента учитель задавал ученику заранее подготовленные начальником вопросы. Если ученик отвечал неверно, учитель должен был наказать его - нажать на кнопку. В результате ученик получал удар током через закрепленные на его руках электроды.

Эксперимент начинали с 30 вольт. Ток увеличивали, пока напряжение не достигало максимума в 450 вольт.

Ученик, специально отвечая неверно, орал, корчился, молил прекратить мучения. Начальник же приказывал продолжать бить того током. Приказывал сначала мягко, а потом строже и строже.

"Пожалуйста, продолжайте", - начинал начальник.

"Эксперимент требует, чтобы вы продолжили", - повторял он.

"Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили", - настаивал далее начальник.

"У вас нет другого выбора, вы должны продолжать".

Эти фразы начальник произносил по порядку, начиная с первой, если учитель начинал сомневаться, стоит ли дальше участвовать в эксперименте. Если учитель отказывался бить ученика током и после четвертой фразы, эксперимент прерывали. Но большинство учителей так и не остановились с экзекуциями. На самом деле актер, исполнявший роль ученика, лишь имитировал страдания - реально никто его током не бил. Но учитель-доброволец об этом не знал.

Результат: Примерно две трети учителей пытали своих учеников максимальным напряжением, хорошо осознавая, что тем очень больно. Никакого вознаграждения они за это не получали.

Схожие эксперименты были тогда повторены в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании. С тем же, на удивление, результатом, что и в США, - в 65 процентов.

Слушаюсь, 

ГРАЖДАНИН НАЧАЛЬНИК!

Годы пролетели, поколение сменилось. Стало ли спустя 55 лет общество другим? Вот это и хотели выяснить ученые XXI века.

Милгрэм экспериментировал с мужчинами. Поляки из Университета социальных наук привлекли к исследованиям еще и женщин. Учителями стали 40 мужчин и 40 женщин. И роли нескольких учеников исполнили женщины.

Перед учителями находились 10 кнопок, нажимая на которые можно было усиливать удары током. И подавляющее большинство учителей усиливали, подчиняясь приказам начальника.

Результат: Примерно 90 процентов испытуемых готовы были дойти до верхнего предела напряжения, пытая свою жертву.

Хотя представительниц прекрасного пола мужчины все-таки жалели. Добровольцы прекращали пытать женщин в три раза чаще, чем учеников мужского пола. Хотя в целом по уровню жестокости учителя-мужчины почти не отличались от учителей-женщин. 

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Темная сторона силы

- Эксперименты убеждают, что в людях, слово в джедаях из "Звездных войн", есть темная сторона, на которую - при определенных обстоятельствах - легко перейти, - говорит антрополог Сергей Белов. - Почему мы так устроены, не разгадали ни сам Милгрэм, ни его коллеги и последователи. Имеется лишь гипотеза, что склонность подчиняться - это фундаментальное свойство человека. Заложено чуть ли не в генах - как раз у определенной части людей. Заложено с глубоким смыслом: чтобы можно было организовать массы на коллективную созидательную деятельность - и на заре эволюции, и сейчас. Садизм, который иной раз проявляют исполнители жестоких приказов, это неприятные, но побочные явления. Хуже было бы, если бы все отказывались выполнять приказы. Хаос - одно слово. 

ЧТО В ИТОГЕ

Доля скрытых садистов выросла?

Выводы польских ученых несколько шокируют. Получается, что за 55 лет доля исполнительных и послушных заметно возросла? Хотя, чтобы в этом убедиться, стоит повторить эксперимент многократно и не только в Польше.

Вроде бы общество стало более современным и даже гуманным, но, как выяснилось, в душе люди не изменились. Они по-прежнему демонстрируют готовность беспрекословно выполнять приказы - даже бесчеловечные. Демонстрируют еще в большей мере, что более полувека назад.

Похоже, что доля скрытых садистов в человеческом обществе всегда была и будет. Или просто покорных, слабовольных людей, не способных противостоять авторитетной силе. Но именно на них,  готовых подчиняться и выполнять любые приказы, очевидно, и опираются большие и маленькие лидеры. 

Мопед был готов к отправке на Луну. Фото: NASA

А В ЭТО ВРЕМЯ

Американцы собирались гонять по Луне на мопеде

В 1971 году астронавты "Аполлона-15" привезли на Луну электрический луномобиль, разработанный фирмой Boeing. Но для подстраховки конструкторы готовили и другое средство передвижения - электрический мопед. Его разработали в самом НАСА, успешно испытали на Земле, доказав, что астронавт в скафандре сможет передвигаться на двух колесах.

Мопед взяли бы на Луну, если бы создатели четырехколесного экипажа вдруг не успели доделать его к моменту старта. Но они не подвели. Луномобили, на которых американцы ездили в трех экспедициях - "Аполлон-15, 16, 17", были доведены в срок и не подкачали.

Новости по теме: ученые Исследования