НЕНАГЛЯДНАЯ ТЫ МОЯ…
Поверьте, такое бывает - особенно в теплых краях, где все еще случаются курортные романы.
Вот мужчина, которому не чужд этот самый курортный романтизм, осмотрев контингент, понимает: дам, достойных его внимания, нет. Склонять имеющихся в наличии к интимным отношениям - только себя компрометировать.
Но уже через пару дней тот же самый ограниченный контингент, примелькавшийся за завтраками, на пляже и вечерами в баре, начинает казаться уже вполне "съедобным". Будто бы эти женщины вдруг резко похорошели.
Либидо дало о себе знать? Не только. Женщины действительно похорошели. Но не объективно, а в глазах наблюдателей, которые, оказывается, стали жертвами оптической иллюзии.
ЧЕМ ДОЛЬШЕ ЖЕНЩИНУ МЫ СМОТРИМ
В трудовых коллективах подобные иллюзии приводят к возникновению служебных романов - весьма неожиданных, по мнению коллег, истязающих себя вопросом: "И что он в ней нашел?" Не нашел, опять же полагают ученые, а пригляделся.
Чем дольше мы смотрим на женщину, тем привлекательнее она нам кажется. Исследователи из Гарварда Виола Стормер и Джордж Альварез подтвердили существование этого иллюзорного, как они полагают, феномена и объяснили его природу.
В своих экспериментах гарвардцы использовали иллюзию, созданную в свое время Питером Цзе - неврологом из Дартмутского колледжа. Ее эффект: если какое-то время смотреть на круг, помеченный точкой, то он покажется более светлым, чем круги рядом. Хотя все они одного тона.
По мнению Цзе, наблюдатель невольно переключает внимание на помеченный круг, рассматривает его более пристально. В результате и меняется восприятие.
С целью проверить, действует ли подобный эффект на оценку одних людей другими, способен ли он изменить первоначальное впечатление, Виола и Джордж видоизменили иллюзию Цзе.
Вместо кругов они поместили на экран компьютера изображения женского лица - одно справа, другое слева (см. фото выше).
Добровольцам надо было выбрать более привлекательное, с их точки зрения. Попробуйте и вы провести на себе эксперимент прямо сейчас.
Ну что? Вам тоже показалось, что справа женщина помиловиднее той, что на снимке слева?
УТРАЧЕННАЯ ИЛЛЮЗИЯ
Подвох состоял в том, что правое изображение ничем не отличалось от левого. Экспериментаторы лишь чуть сместили его по вертикали.
А показывая лица добровольцам, они помечали одно изображение темной точкой - то правое, то левое. Что вынуждало концентрировать внимание именно на нем - помеченном. В результате испытуемые рассматривали его дольше. Ну и в итоге уверяли, что лицо на этом изображении выглядит более привлекательным. Оптическая иллюзия срабатывала.
СТЕРПИТСЯ - СЛЮБИТСЯ
Виола и Джордж не объяснили, зачем природа наделила людей столь странной особенностью.
Но похоже, что на заре эволюции ожидаемый приплод и количество сексуальных партнеров были куда важнее их качества. Да и сейчас оптическая иллюзия повышает шансы серых мышек на внимание со стороны мужчин. А за вниманием и до создания семьи недалеко.
"Стерпится - слюбится", - говорили издревле. То есть догадывались, что продолжительное общение может повлиять на восприятие. Но исследователи из Гарварда впервые предоставили научное доказательство существования этой человеческой особенности.
|
КСТАТИ
А если выпить, дама похорошеет?
Британские ученые проверили еще одну расхожую поговорку: "Не бывает некрасивых женщин, бывает мало водки". Исследователи из Университета Лестера, ведомые доктором Винсентом Игэном, набрали 240 добровольцев. Им - еще трезвым - показали сотни женских фото. И попросили отметить, возжелали бы они таких или нет.
Вскоре ученые снова собрали участников и напоили их. И снова подсунули фото тех же самых женщин. Оценки не изменились. В основном они остались прежними даже у сильно захмелевших.
Прямо противоположные результаты получили ученые из Университета Ройхэмптона. И даже нашли объяснение. Мол, подвыпившие перестают различать асимметрию в лицах. Симметрия, как считается, является неким мерилом красоты. Добровольцам показывали портреты симметричных и несимметричных. Подвыпившие разницу не видели и несимметричных считали вполне себе ничего.