Наша Таня громко плачет. Не купили Тане мячик. Знакомая ситуация?
Бывает и по-другому. Когда Вася просит очередной набор лего, мама предлагает вместе посчитать, сколько вместо этого можно было бы купить, скажем, киндер-сюрпризов. Цифра получается впечатляющая. Срабатывает.
Только треть родителей регулярно разговаривают с детьми о деньгах и только в 12% семей вместе с чадами считают свои доходы и расходы. А зря - уверены специалисты.
С какого возраста говорить "об этом"
Даже совсем маленьким полезно знать кое-что о содержимом кошелька.
- Дети уже в три года могут понимать суть денег. Объяснить ее легко в магазине. Совершая покупки, мама с папой могут комментировать, что, когда они отдадут деньги кассиру, вещи и продукты станут "их", - говорит психолог Алена Беломытцева.
Покупая шоколадку или игрушку, можно рассказать, что вы отдаете за них деньги, которые получаете на работе. А потом, когда ребенок узнает цифры и научится считать, обращать его внимание на то, что сколько стоит, какая вещь дешевле, какая - дороже.
- В 9 -10 лет он уже должен понимать, из чего складываются доходы семьи, как даются деньги. Можно совместно планировать расходы на поездку, покупку ему игрушек или одежды, - комментирует аналитик финансовой компании Марк Гойхман.
"Да как можно, чтобы родная кровиночка с таких лет думала о заработках", - считают некоторые. Тоже позиция. Но она имеет последствия.
- Мне всегда было жалко, чтобы ребенок работал. Деньги были, и мы ни в чем ему не отказывали. И вот однажды мне не хватило денег на новый айфон. Он очень удивился: "Как это нет? Сними в банкомате". То есть он даже понятия не имел, что деньги вообще-то зарабатывают, а не просто получают в банкомате, - жалуется Ольга.
Самое главное - объяснить ребенку, что деньги - это не хорошо и не плохо. Это инструмент для достижения целей. Например, для того, чтобы прибить картину, потребуется молоток, а чтобы купить квартиру - деньги. Чтобы в нужный момент воспользоваться молотком, нужно держать его в порядке. Так же и с деньгами - нужно уметь с ними правильно обращаться.
Мелочь в кармане
Давать ли ребенку деньги на карманные расходы? - Когда у ребенка нет денег, то у него, конечно, возникает меньше соблазнов. Но какой-то минимум ему все равно нужен, чтобы он не чувствовал свою ущербность по отношению к сверстникам. От вредных покупок ребенка полезнее удерживать не только ограничениями, но и объясняя, чем та или иная покупка плоха или вредна, - напоминает психолог Вадим Куркин.
Выдавать карманные можно уже с первого класса. Пусть это будет хотя бы 10 - 20 гривен. С возрастом размер субсидий может стать больше, но выдавать их надо реже. Это приучит ребенка к финансовому планированию. Не делайте трагедии из того, если сначала он будет спускать все гривны в первый день. На ошибках учится. Иногда практика оказывается гораздо полезнее теории и ваших бесконечных наставлений, что деньги любят счет.
На первых порах стоит поинтересоваться, на что чадо планирует потратить деньги, а потом вместе посмотреть и обсудить, что из этого получилось.
- Важно сформировать трезвое отношение к деньгам и покупкам. Нужно, чтобы ребенок научился экономно расходовать, копить, ставить цели. Но в то же время избегать ситуации, когда деньги из средства превращаются в цель, страсть, накопление денег ради денег, - говорит финансист Сергей Антонян.
И не надо поощрять деньгами "за хорошее поведение" или наказывать, лишая уже выданных купюр. Иначе ребенок очень быстро привыкнет, что все его хорошие дела должны оплачиваться и просто так ничего делать не будет.
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ
Психолог Ирэна ПОХОМОВА: Не надо платить детям за хорошую учебу
- Многие родители с гордостью мне говорили: "Мы платим своему ребенку за учебу, и именно благодаря этому он хорошо учится. Мы считаем это очень хорошим стимулом". В таких случаях я отвечаю: "Да, это действительно работает. Как только мы начинаем платить двоечнику за хорошую учебу, у него может появиться стимул исправить отметки. Но какой опыт получает ребенок в этом случае? А такой, что за хорошее поведение, за хорошие отметки нужно платить". Одна мама рассказала мне такой случай: "Мой сын обедал вместе с нами за столом. Потом ему что-то не понравилось, и он выдал: "Хочешь, чтобы я не запустил в бабушку борщом, - деньги на стол!" Когда он научился такой стратегии? Когда ему платили за хорошие оценки, а до этого покупали что-нибудь сладенькое, если малыш тихо сидел и не мешал маме заниматься своими делами.
Психолог Вадим КУРКИН: И позвольте ребенку ошибаться!
- До 10 лет у ребенка формируется очень важная личностная установка - так называемое базовое доверие к миру. Он воспринимает мир либо как замечательное место, где много разных возможностей, либо считает, что мир у него все забирает, все его желания - неправильные, ему ничего нельзя. С одним из этих шаблонов человек потом живет, и их почти невозможно поменять. У ребенка всегда много желаний. Родители не должны "отнимать" эти желания, поскольку это дорого и т. п. Лучше предложить какую-то альтернативу.
Но не надо и безмерно баловать маленького человечка. Потому что тогда у него возникают завышенные ожидания от жизни и в сознательном возрасте будет много конфликтов, разочарований, он не сможет строить нормальные отношения.
И еще: не мешайте ребенку ошибаться. Человека можно постоянно сдерживать, говорить, что транжирить деньги нельзя, но некоторым людям надо обязательно самим пройти через такой опыт, чтобы понять, что это нехорошо и неправильно. Важно, чтобы ребенок научился, попадая в неприятности, самостоятельно с ними разбираться, а не впадать в ужас и депрессию.
ГРАНИТ НАУКИ
Поиграем в деньги
Сесть с маленьким ребенком и продемонстрировать ему таблицу Exel и разные программы для ведения домашней бухгалтерии - несколько странно. Превратите свои объяснения в игру. Например, можно взять пару фигурок из лего и сказать, что это доходы семьи, потом забрать несколько, представив это как расходы.
Можно на простых примерах объяснить ребенку даже сложные понятия фондового рынка.
- Например, "торт" - это компания, а ты владеешь ее небольшим кусочком. Тот, кто владеет половинкой "торта" или больше, имеет контрольный пакет акций, - рассказывает Александра Краснова.
Первоклашку уже возможно отправить за покупками в магазин. Это для вас - дело привычное, а ему будет очень интересно ходить между прилавков со списком покупок, отдавать кассиру деньги, пересчитывать сдачу.
Ребенку-школьнику можно подарить банковскую карту. Настоящую. Детский пластик выпускают дополнительно к карте родителей. Он дает доступ к строго определенной сумме денег на вашем счете. Расходы можно контролировать: родители будут видеть, сколько тратит их чадо, к тому же можно ограничить круг трат. Но здесь будьте внимательны.
- Тратя наличные деньги, ребенок понимает, что монетки уходят из кошелька. А при расчетах картой может потеряться ощущение денег. К тому же дети могут забыть пин-код карты или рассказать его приятелям. Если решили выдать ребенку карту, надо ему рассказать об угрозах, которые здесь есть, научить его пользоваться банкоматом, - советует Сергей Антонян.
Один австрийский банк придумал детский электронный кошелек в форме желтого слоненка. Кошелек непростой. Там нет наличных денег, только электронные. Их можно положить туда с карты ребенка. Дотронешься до специального экранчика на животе игрушки, и там появляются цифры - показывают, сколько денег есть. А еще можно посмотреть, как менялось состояние счета, не слишком ли ребенок транжирил в последнее время. И весело, и полезно.