Загрузить еще

Татьяна Яблонская: гений соцреализма, переживший систему

Татьяна Яблонская: гений соцреализма, переживший систему
Фото: Татьяна Яблонская за работой. Фото: Art-portrets

Украина богата талантливыми художниками, но гении, как и в любой отрасли здесь наперечет. Татьяна Ниловна Яблонская из их числа. Потому "КП" в Украине" решила воспользоваться круглой датой, чтобы кому-то напомнить, а кому-то с чистого листа рассказать историю уникальной женщины, которая, не будучи украинкой по рождению,  всю свою жизнь олицетворяла нашу страну для всего мира.

Яблонская родилась в Смоленске в грозном феврале 1917 года и пару недель прожила еще при царе. Затем - Февральская революция, Временное правительство, Октябрьская революция, большевики…

Отец будущей художницы новую власть не принял и всеми силами пытался вывезти семью в эмиграцию. Так Яблонские оказались в Украине, где сначала из Одессы, а после из Каменца-Подольского пытались найти пути, чтобы пересечь границу. И если бы попытка удалась, у Татьяны Яблонской сложилась бы совсем иная судьба и совсем иной творческий путь. Несомненно удачный, но иной. Но она должна была прожить жизнь в СССР, ровесницей которого она волею судеб оказалась. Прожить и пережить.

Для людей, чье детство пришлось на период Советского Союза, Яблонская ассоциируется со школой – иллюстрации ее знаменитых картин "Хлеб" и "Утро" были напечатаны в учебнике "Родная речь" наряду с шедеврами Шишкина, Репина и Айвазовского.

Мы, школяры, знать не знали, что это соцреализм, некое утвержденное партией искусство, а просто видели и понимали, что это круто, отчего раз и навсегда запомнили имя "Татьяна Яблонская". И, видимо, не зря, потому что Яблонская оказалась уникальнейшим образцом того, когда художественный гений оказался сильнее системы. 

И все равно сегодня, в 2017-м, немного страшно, ведь юбилей художницы напомнит ее биографию тем, кто верит в декоммунизацию так же страстно, как многие тогда верили в "коммунизацию". А из биографии, пусть даже гения, не выбросишь трех Гоcпремий СССР. Тут в порыве перемен и улицу ее имени могут переименовать.

Хотя и звание "Герой Украины" тоже со счетов не сбросишь. А ведь в свое время для Яблонской Сталинская премия была "оберегом" от партийных чиновников, пытавшихся диктовать ей образ мысли. Так и теперь она, как Герой Украины, по сути неприкасаемая для перекосов идеологии нынешней.

Но в начале 90-х ее работы, объявленные наследием советской эпохи, исчезли со стен украинских музеев, хотя сама художница независимость Украины приветствовала. Ситуацию изменила врученная Яблонской в 1998 году Шевченковская премия. Так что от званий польза есть. И большая. Если, конечно, ты великий художник.

Но ведь какая житейская мудрость: на своей последней прижизненной выставке в 2005 году в Киеве художница попросила не указывать никаких регалий и званий, а просто написать: "Татьяна Яблонская". Для мастера, который создал сотни шедевров общечеловеческого значения, имени должно быть достаточно.

Но мы сегодня вспоминаем Татьяну Яблонскую не для того, чтобы примирить ее с какой-либо идеологией, а предлагаем посмотреть на ее жизнь через ее шедевры.

ТОП-5

Самые знаменитые картины

1. "Хлеб" (1949), хранится в Третьяковской галерее

Это полотно является однозначно самой популярной картиной Яблонской. В Третьяковке "Хлеб", как настоящий шедевр  соцреализма, неизменно в главной экспозиции, как одна из  визитных карточек галереи. 

Замысел картины возник во время летней практики в передовом советском колхозе села Летава  (Каменец-Подольская обл.), куда Яблонская в качестве преподавателя Художественного института повезла студентов.  Прошло три года после окончания войны, страна постепенно начала возвращаться к мирной жизни. Окунувшись с головой в круговорот сельских будней, художница нашла в них вдохновение. "Мне хотелось передать дружную энергию работы, пафос коллективного труда. Веселый, всегда с песнями, коллективный труд", - писала Яблонская в своих воспоминаниях.

В Летаве Яблонская сделала более 300 рисунков и этюдов.

- Помню, в один счастливый день какого-то ясновидения я решила резко увеличить и разлить по всему холсту огромный ворох зерна. Хотелось, чтобы хлеб, ради которого и работают эти люди, звучал в картине с большей силой и радостью. В этот день и пришло название картины – "Хлеб", - вспоминала художница.

Живая, полная движения и солнечного света ода "счастью и радости труда", в которую Яблонская вложила всю душу, принесла ей первую Сталинскую премию, которая подняла ее на художественный Олимп.

Родные художницы рассказывали, что на деньги от той премии, а сумма немалая – 10 тысяч рублей, Татьяна Ниловна первым делом пошла и купила себе пять ситцевых платьев.

"Хлеб" (1949)

2. "Утро" (1954), Третьяковская галерея

Портрет старшей дочери Лены Яблонская написала в полученной в том же году квартире в самом центре Киева  на углу улиц Саксаганского и Красноармейской. У картины был настолько жизнеутверждающий сюжет, что ее репродукция тут же разлетелась по газетам и журналам, даже "Огонек" напечатал. Но верхом признания стал момент, когда картину "Утро" поместили среди других художественных шедевров в учебнике "Родная речь", каждый советский школьник обязан был проникнутся радостью жизни и написать об этом сочинение. 

"Утро" сыграло ключевую роль в личной жизни главной героини картины. Дочь художницы Елена Отрощенко на учебе в Московском художественном институте, познакомилась с художником из Казахстана Арсеном Бейсембинова. Еще будучи мальчиком, он влюбился в картину "Утро", а заодно и в девочку с картины. Судьба распорядилась так, что Лена и Арсен поженились. Старшая дочь Татьяны Яблонской уже очень давно живет в Казахстане. В Алмате в 1962 году родился и самый первый внук Яблонской – Зангар. 

"Утро" (1954).

3. "Жизнь продолжается" (1970), Национальный художественный музей Украины

С начала 60-х у Татьяны Яблонской начался так называемый "украинский период". Путешествуя по Закарпатью, она открывает для себя декоративностью и орнаментальность западноукраинского искусства, что подвигает ее к созданию картины "Жизнь продолжается". В это же время на одном из съездов художников художница выступает против произвола партийных чиновников, которые, посещая выставки, взяли моду убирать из экспозиции ту или иную работу. Ей этого не простили. "Жизнь продолжается" была снята со стены с мотивировкой "она позорит советскую действительность". Дальше последовал вызов в ЦК партии, где художницу обязали создать другой вариант картины более богатый, ведь в СССР не может быть плохо одетых девушек и старых хат. Второй вариант картины висит в Третьяковке, а оригинал украшает наш НХМУ. Скандал с картиной привел к тому, что Яблонскую на несколько лет лишили всех занимаемых должностей и возможности участвовать в выставках.

"Жизнь продолжается" (1970).

4. "Юность" (1969), Национальный художественный музей

Сама художница говорила, что "Юность" каждый понимает по-своему и что эта картина навсегда останется загадкой для нее самой. Она вообще мало вписывается в творчество  Яблонской, а критики называют ее несвоевременной, нетрадиционной и абсолютно несоветской. Но вот так она увидела просторы вольной юности и написала  их во время пленэра в Седневе на Черниговщине. Картину  извлекли на свет божий из музейных фондов и представили в экспозиции уже после смерти ее автора.

В семье художницы любят рассказывать историю о японце, который заочно влюбился в картину и будучи по делам в Европе специально заехал в Киев, чтобы увидеть "Юность". Но оказалась, что она в запасниках, которые недоступны. Так японец и не постиг загадки полотна. Но ведь не он один. 

"Юность" (1969).

5. "Колокольчики" (2005). Архив семьи Т. Яблонской

После инфаркта, а затем инсульта в 1999 году Татьяна Ниловна была прикована к инвалидному креслу и очень ослабела, но продолжала писать уже не маслом - на него сил не было, - а пастелью. В это время мир сузился для художницы до вида из окна. Беда еще в том, что у художницы отнялась правая рука и она вынужденно переучилась писать пастели левой рукой. Зрение слабело, рука отказывала, поэтому картины получались немногословные.

- Они, конечно, камерные, но это маленькие шедевры: красивые сильные работы художника-гения, который в таком возрасте если даже угол дома изобразит, то это будет событие, такая вот стадия зрелости, - рассказывает о пастелях Яблонской искусствовед Оксана Баршинова.

Даже в день смерти 88-летняя Яблонская взяла в руки пастель и, уходя, вдохнула жизнь в букет садовых колокольчиков.

"Колокольчики" (2005).

КСТАТИ

Картины стоят десятки тысяч фунтов

На сегодняшний день невозможно установить абсолютный перечень всех работ художницы. Она была потрясающе работоспособна, при этом очень строга к себе и, как вспоминает дочь, "жгла свои забракованные работы целыми рулонами".

Много ее работ ушло за границу и осело в частных коллекциях. Цены на картины украинской художницы стоят десятки тысяч фунтов. Например, в 2006 году на аукционе Сотбис выставляли работы Яблонской 50-х годов. Стартовая цена каждой составляла 25 тысяч фунтов. В результате одна из работ была продана за 79 тысяч.

Доходит даже до того, что на выставках попадаются подделки "под Яблонскую", с чем старается бороться ее дочь Гаяне, которая взяла на себя сегодня непростую ипостась – быть хранительницей наследия своей матери.

Новости по теме: Художники