- Всех наших звезд мы отыскали по воле случая. Мы выходили в город, высматривали в толпе подходящих по внешним данным девушек и приглашали на работу моделью, - рассказывает Галина Козак. Наша собеседница работала в 80-90-х годах прошлого столетия в отделе рекламы Республиканского дома моделей трикотажных изделий "Крещатик", который входил в число лучших домов моделей СССР. Сама Галина манекенщицей не работала, но снималась в рекламе Она и сейчас мелькает на ТВ: последняя ее роль в рекламе средства для пищеварения (вспомните: "Ай, молодец!"). Там Галина сыграла мать прожорливого украинского семейства.
Объем бедер не больше 87-88 см
В "Крещатике" в штате было десять "выездных" манекенщиков. Как правило, за рубеж отправляли шесть девушек, одного юношу и трех человек из числа администрации.
- Наш Киевский дом моделей выезжал за границу от Торгово-промышленной палаты СССР. В те годы между домами моделей существовала огромная конкуренция. Девушки у нас были все как на подбор. Но вы даже не представляете, каких усилий стоило найти модель подходящей внешности, - вспоминает Галина Козак. - Большинство тех, кто к нам приходили, были абсолютно неподходящей внешности: полненькие, с ногами не идеальной формы, проблемной кожей... Люди просто не понимали, что это не салон красоты, где из тебя сделают звезду.
Манекенщицы Дома моделей "Крещатик" соответствовали жестким требованиям: быть высокими, тонкокостными, с длинными ногами и пропорциональной фигурой. Тогда же появились и более жесткие требования к пропорциям фигуры: рост 176-178 см, объем бедер 90-92 см, а позже стандарты "ужались" до 87-88 см. Ну и возраст - не моложе 16, чтобы иметь возможность выезжать за границу.
- Искать новых моделей ходили и штатные манекенщицы. Естественно, они понимали, что приведут себе конкурентку или вообще замену. Возвращаются и печально смотрят вдаль со словами "никого нет". Приходилось нам самим и на пляж ходить, и по городу кого-то зазывать. Надо сказать, девушки тех времен неохотно шли работать манекенщицами. Платили мало, а работа занимала много времени, - рассказывает Галина Козак.
|
Мужчин подбирали серьезных
Были в Доме моделей и мужчины. Все с высшим образованием: в основном это были студенты киевских вузов, будущие архитекторы, юристы, инженеры.
- Главные критерии при отборе мужчин - хороший рост, внешние данные и серьезность. Каждый из них был достойным примером для подражания, - рассказывает Галина. Но мужчин было всего один-два на десять девушек. И украинские девушки и мужчины с легкостью покоряли заграницу.
- До нашего Дома моделей в Мексике СССР представляли москвички. В 1991 году я была на выставке, где трикотажную промышленность представлял уже наш коллектив. Мы были в пути 19 часов, летели с тремя пересадками. Нас в аэропорту встречали представители Торгово-промышленной палаты. Уже потом мне сказали: когда увидели наших манекенщиц - худеньких, бледных, были разочарованы киевскими моделями. Потом наши девушки отдохнули, и организаторы выдохнули: все в порядке, настоящие украинские красавицы. Коллекция Дома моделей "Крещатик" имела большой успех.
Мы в Мексике находились 25 дней - допустимый максимум, но наше выступление настолько понравилось, что организаторы выставки упросили посольство СССР в Мексике оставить нашу делегацию еще на пять дней. И после этой поездки РДМТИ "Крещатик" приглашали еще трижды представлять Советский Союз на международных выставках в Мексике. Это было впервые и больше не повторялось, - рассказывает Галина. - А когда мы уже летели обратно через Москву, было очень страшно. По телевизору показывали Белый дом, в который стреляли из танков. В Москве начался путч.
Побеги из СССР
К манекенщицам в загранкомандировках кроме руководителей группы приставляли и сотрудников госбезопасности.
- Это не афишировалось, они все представлялись сотрудниками Торгово-промышленной палаты, но мы догадывались, кто есть кто. В Мексике нашу группу "курировали" пять человек, а нас было всего десять. Они менялись, приходили, уходили. - говорит Галина.
Бывало, что манекенщицы делали попытки остаться за границей.
- Я помню одну историю. К нам обратились из милиции - они искали девушку, которая осталась за границей. Действительно, она находилась в нашей картотеке, но штатной сотрудницей не была. Прошло достаточно времени, я ее встретила на улице в Киеве. Она рассказала мне, что попала на кастинг в Москву, где одно серьезное модельное агентство отбирало девушек для работы в Америке. В кастинге принимали участие манекенщицы со всего Советского Союза. И ей посчастливилось попасть в эту двадцатку, которая поехала работать в США.
Девушкам в Америке предоставили жилье, возможность выучить язык, заново учили двигаться по подиуму, позировать перед камерами. Некоторым предоставили услуги ортодонта - отбелили зубы, поставили пломбы. Кроме того, модели получили "подъемные" деньги. Сумма не была большой, но существенной. И девушки не выдержали соблазнов, нарушали репетиционный и учебный процесс, набрали лишний вес. Агентство решило расторгнуть контракт и барышень депортировать. Но у этой девушки было очень большое желание остаться в США, она приняла решение и порвала билет домой и этим поставила жирную точку. Она рассказала, как скиталась по улицам в поисках работы, как хотела выбросить мешающий чемодан, как случайно повезло и удалось зацепиться в магазине, торгующем мехами, и устроиться работать манекенщицей. Сейчас она замужем, у нее все хорошо, - рассказывает Галина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Киевский дом моделей одевал первых леди СССР
А Пьер Карден предлагал украинским дизайнерам совместные показы.
- Первый в Украине Дом моделей одежды открылся в Киеве в 1944 году. Представьте, освобожденный Киев лежит в руинах. Красивой одежды нет как таковой. В общем-то, никакой нет - киевляне ходят в военной форме и довоенной одежде. Министерство легкой промышленности УССР принимает решение: людей нужно одеть, - рассказывает "КП" в Украине" основатель Фонда истории моды Украины 2-й половины ХХ века им. Герца Мепена Татьяна Бобченко-Небиеридзе.