22 ноября
Загрузить еще

Что думают педагоги о переходе школ на 12-летнюю систему

Что думают педагоги о переходе школ на 12-летнюю систему
Фото: Фото: архив КП

Власти Украины официально дали "добро" на реформу образования, согласно которой дети будут учиться в школах 12 лет.

Сегодня на заседании Кабинет Министров одобрил предложение Минобразования о реформировании школьной системы.

Отныне в начальную школу засчитывают первые четыре класса, потом идет базовая средняя школа, которую назвали гимназией. На этом этапе дети будут учиться пять лет. И последний уровень – профильная средняя школа с тремя классами.

Общая продолжительность обучения будет увеличена до 12 лет, впрочем, как говорят в МОЗ этот "лишний" год потом можно будет компенсировать, уменьшим срок учебы в вузе.

Школам будет предоставлена условная автономия – так, непосредственное управление учебными заведениями будет происходить на местном уровне.

Реформа также предусматривает рост учительской  зарплаты.

Кроме того, в помощь учителям будет создан образовательный портал с методическими материалами, энциклопедиями и онлайн-учебниками.

Напомним, введение 12-летней системы среднего образования уже планировалось в Украине на 1999 год. Однако в 2010 году Верховная Рада приняла новый закон о школьном образовании, которым вернула 11-летку.

"КП в Украине" разузнала у самих педагогов, что они думают о реформе в образовании.

Директор одной из киевских школ Валентина Петрашевич (*имя изменено по просьбе респондента) убеждена, что реформы нужны, но в Украине их начали не с той стороны.

- Мы берем финскую модель - это замечательно, но мы упускаем, что финская модель предполагает другой подход к персоне учителя. Сюда нужно привлекать молодых, талантливых, энергичных, чтобы бабушки, которые боятся компьютера не воспитывали людей будущего. Но здесь есть камень преткновения - маленькая зарплата. На нищенскую ЗП никто не идет. А ведь эти кадры нужно было готовить еще вчера, - считает Валентина Петрашевич.

Педагог констатирует, что государство взяло курс на новые модели обучения, при том что множество стран пользуется сокоровищами украинской педагогики.

- Китайцы в восторге от Сухомлинского – от того, что он учил детей иметь точки соприкосновения с природой, от того, как он организовывал занятия на свежем воздухе. Вся Европа в восторге от Макаренко нашего, и те же фины в том числе. Так почему нужно откреститься от украинской педагогики? Мне больнее всего от того, что у нас знания воспринимаются, как товар. Я – педагог старой закалки, который работает под лозунгом "сердце отдаю детям". Учитель не сравняется компьютером, но я могу сделать то, что не может машина – могу привить любовь к учебе, показать горизонты, замативировать на то, что получать знания - это интересно. И могу дать эмоциональную поддержку. Это наша украинская школа. Почем уже нужно это перечеркивать?, - удивляется педагог.  

Еще одной опасностью реформы, по словам педагога, может стать вхождение в образовательное пространство большого количества частных учебных заведений, которые не дадут ни качественного образования, ни воспитания, потому что не несут ни пере кем ответственности.  - Тоесть государство выпускает свое будущее из своих рук, - считает наша собеседница.

А вот введение 12-летки педагог считает разумным ходом.  - 10 – 12 класс распределить четко по направлениям  - Это здраво, потому что сейчас в старших классах головы детей чрезвычайно засорены ненужными знаниями и на это тратится много детского времени.

Но то, что они хотят отрывать начальную школу от средней… Здесь я в корне не согласна. Начальная школа будет просто играться и не отвечать за конечный результат. Игра в карандаши – это даже малышам смешно, как и игра в зеленую и красную ручку. Это просто игра – не реформа. И самое главное, чего я в новом законе не увидела – это ни единого слова про учебные заведения для талантливых детей. Вроде бы и правильно, что все должны учиться в одинаковых условиях. Но в педагоги понимают, что когда программа ориентирована на среднего ученика, больше всего времени будет тратиться на отстающих, а пострадают больше всего талантливые. А ведь это дети, которые будут создавать богатство нашего государства, - резюмировала Валентина Петрашевич.

Завуч краматорской школы Александр Плугин приветствует изменения, но опасается, что реформа, как и многие глобальные начинания, умрет, так и не родившись.

- Безусловно, реформа образования нужна, но я сомневаюсь, что после того, как закон вступит в силу, мы придем в школы и увидим реальные изменения.

Во-первых, по всей стране в гороно и районо сидят очень тяжелые на подъем чиновники, которые не настроены на какие бы то ни было реформы, ведь это для них хлопоты, еще и финансовые затраты. А денег в бюджете как обычно.

Во-вторых, часть новшеств будут диковаты для народа. Например, территориальное разделение старшей, средней и начальной школы может спровоцировать всплеск увольнений среди учителей. Представьте себе пожилого учителя физики. И вдруг оказывается, что в школе, где он отработал 20 лет, теперь будут учиться только младшеклассники, которым физика пока не нужна. Что делать? Ездить в другую школу в соседний район? Скорее всего, педагог предпочтет просто уволиться, а занять его место будет некому. Молодые кадры не спешат идти работать в школы.  

Если все сделать так, как рисуют наши власти, должно выйти неплохо. Главное чтобы не получилось, как в крылатой фразе: "Благими намерениями выстлана дорога в ад". Ведь у нас часто получается, что хотели одно, делали – второе, а по факту получили третье, - делится завуч.

Новости по теме: образование