Когда-то легендарный космический гигант, Южный машиностроительный завод им. Макарова вот уже несколько лет пребывает в кризисе. Предприятие не раз за это время находилось на грани банкротства, накопило колоссальные долги за электроэнергию и по зарплате работникам. А все из-за упадка космической отрасли и отсутствия заказов. Но в последнее время у знаменитого завода появилась небольшая, но надежда на окончание затянувшегося кризиса и возвращение былой славы.
Началась, так называемая, белая полоса "Южмаша" с того, что в средине ноября Верховная Рада списала предприятию колоссальный долг за электричество. Неподъемные 400 млн гривен "ЮМЗ" накопил за три года. Деньги планируют выделить из государственного бюджета, но страна, обещают, убытков не понесет. Все средства вернуться в казну после уплаты налогового долга угледобывающих предприятий. А они задолжали еще больше - более 700 млн гривен.
Вторая болевая точка завода – задолженность по зарплате. Сотрудники "Южмаша" искали правды и на многочисленных митингах, и письма самому Президенту писали. В конце концов, Кабмин поручил Государственному космическому агентству найти ресурсы на зарплаты заводчанам. Там придумали взять 50 млн гривен, которые поступили от КБ "Южное" как аванс по договорам на изготовление узлов ракетных двигателей. Тех, за которыми в начале декабря лично приезжали американцы. По контракту с NASA конструкторское бюро разработало, а "Южмаш" изготовил две основные конструкции первой степени ракеты-носителя "Антарес".
- Пока нам выплатили 30% доплаты за июль, полностью рассчитались за август и 40% за сентябрь, - говорит лидер независимого профсоюза "Южмаша" Евгений Деркач. – Обещали до конца года полностью все долги погасить. Посмотрим… Нам, ведь, не первый раз обещают. Мы уже на очередной митинг собирались, но деньги дали.
По словам Евгения, на заводе позитивные изменения приняли с энтузиазмом, но до окончания кризиса еще очень далеко. Люди по-прежнему переведены на однодневную рабочую неделю и уже подписали такой же график на первый квартал 2017 года.
- Те, кто работает на американские контракты, выходят на смену пять дней в неделю, иногда даже сверхурочно, - рассказывает глава независимого профсоюза. – Сотрудники, которые не нужны, приходят всего один день за 600 гривен в месяц. Они даже не переодеваются в робу, отсидят свой, например, понедельник и идут домой. Люди вынуждены искать подработку. Двумя деталями, которые мы отправили заокеанскому заказчику, сыт не будешь.
Как бы там ни было, у южмашевцев вывод один: по сравнению с тем, что было, перспективы есть. Это подтверждает еще одно радостное событие.
На днях с космодрома Куру во Французской Гвиане (крупнейший заморский департамент Франции, расположенный на северо-востоке Южной Америки, - прим. автора) состоялся успешный пуск европейской ракеты-носителя легкого класса "Вега".
Маршевый двигатель РД-843 для ее четвертой ступени был разработан КБ "Южное" и изготовлен на "ЮМЗ". Стоимость этой миссии составляет более 250 млн евро. Ракета вывела на орбиту турецкий спутник, который предназначен как для военного применения, так и для решения гражданских задач, например, мониторинга экосистемы Земли.
ВОПРОС РЕБРОМ
Что ждет "Южмаш"?
В начале следующего года власти будут решать, что делать с Днепровским космическим гигантом.
- Либо нам нужно продолжать делать ракеты, которые никто пока не покупает, целиком, либо перейти на производство только двигателей, - объяснил Евгений Деркач. – В первом случае должны быть государственные дотации. Ракеты делать, это ведь не трусы шить. Во втором варианте придется сократить работников, но только в рамках закона.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В Верховную Раду внесли законопроект о восстановлении статуса ядерной державы
Речь идет о признании утратившим силу Закона Украины "О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968".