22 декабря
Загрузить еще

"Каждый пьяный водитель думает, что не попадется"

Фото: Холода и метели резко увеличивают аварийность на дорогах. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

Главная причина аварий - превышение скорости

- Недавно прошел месячник безопасности дорожного движения. Обещали останавливать машины, проверять всех нарушителей. Есть какие-то результаты?

И.П.: - Во время месячника было задействовано максимум личного состава полиции. Присутствие полицейского на дороге дисциплинирует водителей. Хотя инструментов, которыми мы могли бы сдерживать лихачей, сейчас недостаточно.

Первое место среди причин аварийности занимает превышение скорости. Однако автоматическая система фиксации не введена, а ручными приборами измерять скорость полиция не имеет права. Но все же результаты месячника есть. Количество ДТП снизилось на 8-10%, и пострадавших в авариях стало меньше.

- Писали, что разработан новый закон о дорожном движении. Чем он отличается от старого?

И.П.: - Да, такой законопроект находится на рассмотрении в Раде. Он предусматривает создание государственного органа с рабочим названием "Национальное бюро безопасности дорожного движения", который объединит опыт и усилия многих специалистов. Одна из задач - усовершенствовать дорожную инфраструктуру. Это, в частности, создание велосипедных, пешеходных дорожек, чтобы все участники движения могли чувствовать себя в безопасности.

- В Украине сильно подняли штрафы для пьяных водителей. Меньше стало нарушителей?

П.П.: - За время действия нового закона, а это около двух месяцев, по новым правилам были оштрафованы около 16 000 водителей. К сожалению, цифры не говорят о том, что люди стали сознательнее по отношению к алкоголю. Но, думаю, должно пройти время. Обычно водитель уверен, что не попадется. А вот когда попадается, тогда начинает думать.

Остановили - передай права

Иван Прохоренко. Фото: Оскар ЯНСОНС

- Сейчас нужно создавать новую дорожную полицию. Зачем тогда было ликвидировать ГАИ, чтобы теперь ее возвращать?

И.П.: - Главный замысел реформы - это универсальный полицейский, который может отреагировать на хулиганские действия, на семейный скандал, по горячим следам раскрыть преступление, а также следить за безопасностью дорожного движения, выезжать на ДТП. Но сообщений о правонарушениях поступает очень много, и времени, чтобы следить за порядком на дорогах, у полицейских остается мало. Поэтому решено создать дорожную полицию, которая займется безопасностью на магистралях государственного значения и в больших городах. Дорожные полицейские должны регулировать движение, контролировать перекрестки, где не работает светофор, убирать пробки. Это важный участок работы, которую необходимо делать профессионально. А что касается ГАИ, то она требовала реформирования и в прежнем виде уже не вернется.

- В свое время водителям разрешили показывать инспекторам свои права через стекло. А теперь хотят обязать их отдавать документ полицейскому. Зачем это ущемление?

И.П: - Чтобы качественно проверить документы, полицейский должен их рассмотреть. Через стекло трудно различить подделку. А в некоторых случаях необходимо еще и сверить номера агрегатов с техпаспортом. Нет ничего страшного или противоправного в том, чтобы передать полицейскому права, не выходя из машины. Есть такой европейский опыт: водитель, когда останавливается, кладет руки на руль, чтобы показать, что он не представляет потенциальной опасности. Если нужно будет проверить номера или багажник, полицейский попросит водителя выйти.

- А если полицейский не отдает права?

Павел Полозенко. Фото: Оскар ЯНСОНС

П.П.: - У каждого полицейского есть индивидуальный видеорегистратор, который записывает все его действия. Если они противоправные, водитель может обжаловать. Это во-первых. Во-вторых, законодательно закреплен перечень моментов, когда инспектор имеет право задержать удостоверение водителя. За больше чем год работы новой полиции не было случаев, чтобы права не возвращали просто так. Если знаете - сообщайте.

Надежда на европротоколы

- Из-за разных аварий постоянные пробки. Почему так долго оформляют мелкие ДТП? Весь пассажирский транспорт стоит, пока водители и полиция разбираются.

И.П.: - Чтобы правильно, качественно оформить материалы по ДТП и составить админпротокол, полицейскому нужно время. Согласен, он должен стараться максимально быстро зафиксировать расположение столкнувшихся машин и отогнать их, если мешают проезду. Ведь пробки создают и проблему для патрульных авто. Когда будет принят новый закон о дорожном движении, рассчитываем, что будет больше европротоколов - владельцы застрахованных авто сами смогут зафиксировать столкновение. Будем учить автомобилистов, как это делать.

- В соцсетях пишут, что будут предприняты меры по организации дорожного движения в зимний период. Как это будет?

И. П.: - Будем информировать через интернет о смене дорожной обстановки - снегопадах, заторах, обледенениях. Мы сориентировали своих подчиненных на местах, чтобы они инициировали перед органами местной власти зимние парковки: по четным дням на одной стороне улицы, по нечетным - на другой, чтобы дорожники могли убирать снег и лед. Также у нас на сайте уже есть информация для водителей, куда обращаться за помощью в случае поломки транспорта, замерзания дизтоплива. 

Будет также строгий контроль за своевременной уборкой, обработкой зимних дорог.

- Если зебра не освещена, куда и кому жаловаться?

П.П.: - В органы местного самоуправления. Все дорожные пути имеют собственника - это либо коммунальная организация, либо местный автодор. Можно обратиться и в полицию, там должны сделать местным властям предписание.

- В Киеве обещали выделить полосы для общественного транспорта. Но они есть только на некоторых дорогах.

И.П.: - Если у дороги всего две полосы, то такую полосу выделить невозможно. Если хотя бы три - то да, это эффективно для общественного транспорта, а вот автомобили могут сбиться в пробку.

П.П.: - В Европе пассажирский транспорт - это большегрузные автобусы. А  у нас  десятки маршруток накапливаются на одну полосу, и она стоит. Таксисты на этот участок дороги претендуют: мы, дескать, тоже везем пассажиров. Поэтому не все так просто, но будем пытаться наводить порядок.

Надежда на видео

- Возле дома на тротуаре машины полностью занимают проход. Как бороться с такими водителями?

И.П.: - На тротуаре можно парковаться, если для пешехода остается не менее двух метров. Если прохода не остается, обращайтесь в полицию. Будем измерять расстояние, выносить постановление о нарушении. Вопрос в том, что водителя надо найти. Патрульный не может ждать его часами. Думаю, в новом законодательстве мы предусмотрим, что квитанцию о нарушении можно будет класть под дворники.

- Когда в Украине заработает видеофиксация? Это действительно поможет усилить безопасность?

И.П.: - Мы сейчас активно над этим работаем. На выходе постановление Кабмина по внедрению этой системы. Пилотный проект показал, что она действенна. Там, где установлены камеры, количество нарушений снизилось. Когда заработает фотофиксация, мы рассчитываем на результаты. Фиксировать будут не только превышение скорости, но и около десяти пунктов других видов нарушений. Если помните, в 2008-м ввели приборы "Визирь". Тогда аварийность и количество погибших сократились в два раза.

КСТАТИ

С пешеходов тоже будет спрос

- Автомобилистов все время обвиняют в нарушениях. А почему пешеходы всегда белые и пушистые? Они же тоже нарушают, подставляя водителей под криминал.

И.П.: - За нарушение для пешехода предусмотрен штраф - 51 грн. Наверное, это мало. Но основная проблема в другом. Водитель имеет техпаспорт, права, мы его можем на месте идентифицировать и составить протокол. Пешеход в  большинстве случаев не имеет при себе документов. Его нужно задерживать, доставлять в отделение… По будущему дорожному кодексу ответственность пешеходов будет усилена. Есть также предложение обязать их быть видимыми в темноте. То есть обозначить себя светоотражающими элементами.

Новости по теме: Пьяные водители