21 ноября
Загрузить еще

Инструкция: что нужно знать о своих правах, отправляясь в супермаркет

Инструкция: что нужно знать о своих правах, отправляясь в супермаркет
Фото: Инструкция: что нужно знать о своих правах, отправляясь в супермаркет. Фото: Евгения ГУСЕВА

Два вопиющих инцидента случилось в Украине за последний месяц: в начале октября столичные охранники избили посетителя супермаркета за то, что тот хотел вынести из магазина несколько бутылок элитного алкоголя.

Другой подобный случай произошел несколькими днями позже, только на сей раз уже в Запорожье - посетитель украл бутылку конька и хотел незаметно ее вынести через кассу. Однако охранники его намерения раскусили и попытались остановить вора, но тот, недолго думая, нанес ножевое ранение охраннику. В результате человек скончался.

И подобных случаев немало. В большинстве своем их можно было бы уладить мирно, но часто эмоции берут верх над разумом, и в результате все заканчивается печально. И лишь потому, что охрана магазинов часто злоупотребляет своими правами, а покупатели попросту не знают, на что имеют право они.

О чем нужно знать покупателю, заходя в супермаркет, узнавала "КП" в Украине".

- Обязательно оставлять вещи в камере хранения перед входом в супермаркет?

- Никто не может заставить посетителя оставить вещи в камере хранения, даже если это указано в правилах магазина. Если же все-таки охрана магазина настаивает на этом, то в таком случае попросите у них такое распоряжение. Если оно действительно есть, сфотографируйте его, чтобы в дальнейшем можно было написать жалобу в управление по защите прав потребителей, - объясняют юристы, – а его копию приложить к своей жалобе.

- Что делать, если из камеры хранения украли вещи?

- Если вы видите надпись на ячейках "администрация магазина за сохранность вещей не несет ответственности", это полная дезинформация. В данном случае необходимо руководствоваться ст. 936 ГК Украины, согласно которой хранитель обязуется хранить вещь, переданную ему, и возвратить ее в сохранности. А супермаркет непосредственно и выступает в роли этого хранителя.

Если же вы обнаружили, что из вашей камеры хранения пропали вещи, требуйте от администрации магазина материального возмещения. Также вызывайте полицию и по факту кражи пишите заявление. Полиция может получить информацию с камер наблюдения и таким образом можно будет доказать, что из вашей ячейки действительно украли вещи.

- Что делать, если вы забыли забрать свои вещи из камеры хранения, вернулись на следующий день, а там - пусто?

- Оставляя вещи в камере хранения в супермаркете, юридически посетитель заключает с магазином договор хранения. А поскольку срок действия договора не оговаривается, считается, что он заключается на неопределенный срок.

Поэтому если человек забыл забрать свои вещи, а на следующий день их там не оказалось, он имеет право на компенсацию. А доказательством того, что покупатель действительно оставлял вещи в камере хранения супермаркета, является ключ с номером ячейки. В данном случае опять же нужно вызвать администратора магазина и полицию. В письменной форме оформить заявление, указав, что украли и на какую сумму. А также требовать, чтобы полицейские пересмотрели видео с камер наблюдения, чтобы охрана магазина их не успела удалить и вы смогли компенсировать свои убытки.

- Имеет ли право охрана магазина требовать показать содержимое вашей сумки, даже если реагируют "рамки"?

- Охранник может вежливо попросить показать содержимое ваших сумок, но не требовать. В противном случае вы имеете полное право от этого отказаться. Ведь осматривать сумки разрешено только полицейским в присутствии двух понятых. Также в том случае, если вы видите, что охрана магазина вам хамит, или вы понимаете, что назревает конфликт, вызывайте полицию.

- Если на территории супермаркета случайно разбил или испортил товар, нужно за него платить?

- Очень сложно доказать вину покупателя, когда полочки, на которых стоит товар, не оснащены специальными бортиками. Покупатель не виноват, если берет в руки стеклянную банку и вдруг на пол падает другая банка. Это уже вина работников магазина - они неправильно расставили товар. Другое дело, если покупатель умышленно своими неправомерными действиями нарушает целостность товара, что в конечном итоге можно расценивать как причиненный вред. Тогда он обязан оплатить ущерб в полном объеме.

- Что делать,  если на ценнике была указана одна цена, а на кассе пробили по другой, как правило, более высокой?

- Сфотографируйте ценник с датой и ценой на данный товар. Затем обратитесь к администратору магазина и при наличии чека требуйте, чтобы он вернул вам разницу в деньгах. Согласно закону "О защите прав потребителей" вы на это имеете полное право. Тем более что за 20–30 грн. лишние проблемы магазину не нужны.

- Что делать, если дома открыли упаковку и обнаружили, что товар испорчен?

- Даже в том случае если срок годности товара не истек, он может быть испорченным. Вероятно, это произошло из-за неправильного его хранения. А поэтому смело отправляйтесь назад в магазин, чтобы вернуть недоброкачественный товар. При этом обязательно возьмите с собой чек. Магазин обязан вернуть вам деньги.

Но если в устной форме договориться не удалось, деньги не отдают, действовать нужно более радикально. Во-первых, сделайте запись в Книгу жалоб, она должна быть в каждом магазине, тем более что проверяющие органы обязательно читают "жалобные книги" и будут принимать меры, что абсолютно не на руку администрации магазина. А также отправляйтесь в Госпродпотребслужбу Украины с жалобой, и товар не забудьте прихватить. Специалисты проведут проверку его качества. А уполномоченные органы выедут со специальной проверкой в данный магазин. А какому здравомыслящему руководителю нужны лишние проверки?

В ТЕМУ

Затарившись в магазине, всегда сохраняйте чек. Это главное ваше доказательство в том случае, если товар некачественный или испорченный. Также это подтверждение того, что вы приобретали продукты именно в этом магазине.

  • Центр потребительских инициатив "ПУЛЬС" тел. (044) 440–96–27;
  • Госпродпотребслужба Украины тел. (044) 279–12–70;
  • Главное управление по вопросам защиты прав потребителей (044) 425-77-67;
  • ВГО "Союз потребителей Украины" тел. (044) 279–45–45.