Министерство образования озаботилось обучением национальных меньшинств, проживающих на территории Украины. Ведь по закону они имеют право требовать преподавания для себя на родном языке, а не только на государственном. В итоге МОН вместе с депутатами и представителями общественности предложили внести правки в закон "Об образовании".
Министр образования Лилия Гриневич назвала их не кардинальными изменениями, а скорее разъяснениями отдельных пунктов. Что же нам разъяснили?
Ну, например, то, что представители национальных меньшинств и коренных народов имеют право на обучение в дошкольных и общеобразовательных заведениях на родном языке, но только в местах компактного проживания. Впрочем, от изучения украинского языка это не освобождает.
Также чиновники предлагают разрешить всем учебным заведениям проводить обучение не только на государственном, но и на одном или нескольких языках Европейского союза. Какие это будут предметы и языки, сколько часов в неделю их станут преподавать, пока еще не известно. Специалисты дорабатывают этот вопрос.
Гарантии государства – это, конечно, прекрасно. Но как все происходит на деле? Ведь к национальным меньшинствам нынче смело можно относить и русскоговорящих детей. Как на практике будет реализовано их право? Видимо, не очень. Обзвонив целый ряд специалистов как из Министерства образования, так и представителей городских департаментов, мы не смогли добиться внятного ответа. Можно ли, допустим, собрать некое число подписей и открыть в своей школе класс с обучением на русском языке? Похоже, что нет. Ведь в законе о механизме обеспечения образования на родном языке - ни слова (либо чиновники просто не захотели рассказывать). Более-менее разговорчивые чиновники одного из районных управлений образования Киева пояснили: специальных отдельных классов для представителей национальных меньшинств не существует. Но в каждом районе больших городов есть специализированные школы. Так, в 188-й школе города Киева дети изучают все предметы на русском языке.
Желающих попасть в такие школы может быть великое множество. Но не всем это удастся. Вот и получается – языковые права на образование соблюдены на бумаге. Школы-то открыты. Но на практике в законе нет механизма, который бы позволил самим меньшинствам повлиять на увеличение количества спецклассов или спецшкол.