На днях премия Шнобеля мира досталась команде психологов за доказательство, что любители глубокомысленных фраз в интернете обладают низким уровнем интеллекта и чаще верят в паранормальные явления и теории заговора.
А теперь исследователи пришли к выводу, что распространение социальных сетей приводит к росту радикальных настроений в обществе.
Механизм прост. Мы все чаще получаем информацию из ленты новостей в Фейсбуке или Одноклассниках. Но как формируется этот новостной поток? Это, как правило, посты, которыми делятся наши друзья, или новости, связанные с нашими запросами в поисковых системах. А еще темы, которые вы отметили кнопкой "нравится" или "like"... В общей сложности насчитывается около 57 видов отбора информации "под клиента". Ученые называют это "попасть в пузырь фильтров".
В плену фильтров
- В идеале целью общения людей друг с другом является поиск истины, - считает специалист по коммуникациям Сергей Давыдов. - Для этого у нас должна быть объективная картина мира, где представлены все точки зрения. Но в соцсетях происходит другое. Мы общаемся не для того, чтобы найти истину, а чтобы укрепиться в своей точке зрения. Фейсбук идеально для этого подходит, он формирует для каждого пользователя свою картину мира. Поклонники идеи о том, что Земля плоская, могут найти новых сторонников. А те, кто считает, что при этом она покоится на трех китах, получают очередные доказательства своей правоты.
Что же происходит с нашей картиной мира? Реформаторы получают новости, которые соответствуют их представлениям о прекрасном. Консерваторы тоже варятся в собственном соку. И привыкнув слышать только собственное эхо, перестают понимать мотивы людей с другой позицией. Им в голову не приходит объяснить поступки оппонентов наличием иных интересов, проще воспринимать их как порождение мирового зла.
Почему мужчины вырождаются?
Профессор Стэнфордского университета Филип Зимбардо, ученый с мировым именем, объявил о начале эпидемии застенчивости среди мужчин.
- Мы наблюдаем стремительный процесс вырождения мужского начала в обществе, - утверждает он. - Именно сильный пол хуже всего справляется с социальными изменениями, которые породили цифровые технологии. Главное из них - минимизация прямых человеческих контактов. Сегодня рекордное количество молодых людей не стремятся учиться новому, не умеют общаться с противоположным полом и терпят неудачи в сексе.
Отказ от привычной мужской стратегии поведения ("пришел, увидел, победил") связан со страхом быть отвергнутым или произвести плохое впечатление на окружающих. Перспектива потерпеть неудачу пугала мужчин всегда, но в докомпьютерную эпоху неизбежность человеческого общения помогала парням социализироваться.
Зимбардо приводит следующие цифры: 30 лет назад 40% американцев считали себя застенчивыми. Еще 40% признавались, что испытывали такое ощущение в детстве, но преодолели эту черту характера. 15% заявили, что застенчивы только в определенных ситуациях (первое свидание, публичное выступление). И только 5% никогда не комплексовали.
А относительно свежий опрос (2007 год) Университета Индианы приводит совершенно другие данные: 84% молодых людей испытывают проблемы, связанные с застенчивостью, и только 1% эти переживания незнакомы.
- Сегодня молодому человеку сложно заставить себя спросить незнакомца, как найти дорогу, - утверждает Зимбардо. - Он лучше воспользуется навигацией в своем смартфоне. Теперь интернет дает возможность учиться, работать и общаться без прямого контакта с людьми. В результате мы теряем такие важные навыки, как умение вести переговоры, поддерживать беседу, считывать язык тела и мимику собеседника. Поэтому молодые люди замыкаются в себе, постоянно играя в компьютерные игры или зависая на порносайтах. Самое печальное, что компьютер делает такую жизненную модель вполне самодостаточной и комфортной.
НА ЗАМЕТКУ
Темная сторона Фейсбука
Как по страничке пользователя определить его характер
В реальном общении мы привыкли составлять суждение о людях по манере себя вести, мимике, жестам, интонации, с которой они разговаривают. Да и правило "встречают по одежке..." никто не отменял. Но в социальных сетях эта система кодов не работает. Тем не менее шведские ученые из Академии Сальгрена (Гетеборг) и Университета Лунда составили инструкцию, как по информации, которую выкладывает пользователь на своей страничке, определить его личные качества.