Запорожский инструктор по дайвингу Юрий Батаев продолжает активно изучать глубины Днепра. Он первым начал изучать менонитские поселения, затопленные после постройки Днепрогэса. Раньше других он начал погружения и к месту затопления Кичкасского моста, построенного в 1904 году. Мост в то время был единственной железнодорожной артерией, соединяющей юг Украины с центром. Во время гражданской войны по нему перевозили военных, боеприпасы, медикаменты, продовольствие. Мост несколько раз взрывали, но самый серьезный урон он получил в 1920 году, когда под воду ушел целый пролет вместе с идущим по нему составом.
Видео: Юрия БАТАЕВ
Перед погружением инструктор по дайвингу изучает карту дна, современную лоцию и архивные документы.
- История состава обросла множеством легенд, рассказывали, что в нем в тот момент как раз перевозили зерно (по другой версии – муку), - продолжает Батаев. – Якобы маленькие сомики все запасы съели, да так выросли, что из вагонов выплыть не смогли, так и живут там по сей день. Был и другой вариант – будто состав вез раненых, теперь место трагедии усыпано останками утонувших людей. Все это решил проверить и узнать – что там было на самом деле.
На глубине 48 метров водолаз обнаружил первые останки крушения, на 55-метровой глубине оказались пролет моста и части затопленного эшелона.
- Никаких человеческих останков не увидел, огромных сомов – тоже, - заметил инструктор по дайвингу. – Зато нашел колесо, которое отличается от тех колесных пар, находящихся на вагонах или разбросанных возле пролета моста. Закралась мысль, что этот одна из частей того груза, который находился в вагонах. Решил разобраться, что это за колесо.
Видео: Юрия БАТАЕВ
По одной из версий, оно принадлежит грузовому автомобилю White TAD – одному из самых популярных в то время военных грузовиков.
- Похоже, что состав перевозил военный груз, и нас еще ожидает немало сюрпризов, - резюмировал Батаев. – Дальнейшее изучение затопленного моста может выявлять все новые и новые факты, которые помогут в изучении истории нашего края.