Ежегодно 29 августа в Украине отмечают народно-христианский праздник Ореховый Спас.
ЦЕРКОВЬ
Согласно древнему преданию (документ, найденный в IV веке Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве), правитель месопотамского города Эдесса Авгарь страдал проказой. Желая избавиться от поразившей его болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к нему живописца Ананию с письмо, в котором просил придти и исцелить его. Иисус обещал послать к правителю одного из своих учеников.
Все попытки Анании написать образ Иисуса Христа оставались безуспешными. Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство.
Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.
Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия "Спас на полотне"; "Спас Нерукотворный". Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.
|
НАРОД
В народе Третий Спас (Ореховый) называют еще "Спасом на полотне", "Спасом на холсте", либо "Холщовым спасом". Дело в том, что в этот день проходили ярмарки, на которых принято было торговать полотнами и холстами.
В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", то есть сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью. При этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей.
Кроме того, в народе Третий Спас называли еще Ореховым Спасом, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. В этот день в лес отправлялась "старостиха" для пробного сбора; собранное ею за один день считалось мерою для всех женщин, впоследствии идущих собирать орехи. В назначенный день в лесу расстилали ковер и "веретья", от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.
|
СПРАВКА "КП В УКРАИНЕ"
14 августа начинается Успенский пост. Во время Успенского поста проходят сразу три спаса медовый, яблочный и ореховый. Первый начинается 14 августа, второй Яблочный – 19, и третий Ореховый – 29 числа. По церковной традиции в эти дни освящают яблоки, виноград, мед и орехи, что символизирует первый урожай.
В эти дни можно есть дары природы после освящения, и за все это благодарить бога. До спасов от этих продуктов стоит воздержаться. Лучше закатать те же яблоки в банки, чтобы попробовать после 19 августа.