25 ноября
Загрузить еще

Льготный тупик

Льготный тупик
Фото: Фото: zhzh.info

Льготники обижаются, водители переживают за выручку, а государственная машина равнодушно наблюдает за конфликтом со стороны. Очередная схватка произошла недавно на столичном автовокзале. Военный Виктор Вильчинский вынужден был пойти на конфликт с администрацией автостанции и водителем автобуса, чтобы отстоять свое законное право - ехать домой по льготному билету. 

Не помогла даже полиция

- Ехал из Киева в Владимир-Волынский, на автостанции в Киеве купил льготный билет. В 20.50 подошел автобус, и началась посадка пассажиров. Уже во время посадки водитель начал возмущаться количеством льготников, но пропустил в автобус меня и еще одного, потому что у них "лимит" на льготников - два человека. Зато отказал в посадке двум девочкам из многодетной семьи, студенту и десантнику. После того как люди начали возмущаться, он сказал, что вообще никуда не поедет, - рассказывает военный. 

Возмущенные льготники вызвали полицию. Копы долго разговаривали с водителем и диспетчером, разговор ни к чему не привел, и они были вынуждены составить протокол об отказе в предоставлении услуг. Рейс был снят. 

- Всего было продано около 30 билетов. Те, кто мог остановиться в Киеве или не хотел отстаивать свои права, пошли и сдали билеты, - рассказывает Виктор. - В автобусе осталось 14 человек, из них 3 льготника. Водитель сказал, что автобус едет в гараж, и попытался нас выпроводить, но мы отказались. Зная, что по закону, пока автобус не выехал с территории автостанции, ответственность за пассажиров несет вокзал, мы отправили инициативную группу на переговоры в диспетчерскую. В итоге, под страхом коллективного иска в суд диспетчер начала звонить перевозчику и просить, чтобы он разрешил водителю везти нас по маршруту. Перевозчик согласился при условии, что заявления в полицию будут отозваны.

В итоге автобус выехал с двухчасовым опозданием, а перевозчик потерял большую часть пассажиров. 

Поможет только монетизация льгот  

У перевозчиков своя точка зрения на проблему. 

- Государство дало льготы, потом Верховная Рада приняла закон о компенсации этих льгот перевозчикам, а президент наложил на закон о компенсации мораторий, и проблема заморозилась. Вот такое получилось шулерство со стороны государства. Льготы есть, а компенсации нет, - рассказал "КП" в Украине" глава профсоюза автоперевозчиков Донецкой области Игорь Житинский. - Негласный лимит на двух льготников не является законным - это такое своеобразное "джентльменское соглашение" между автостанциями и перевозчиками. Ведь даже этих двух льготников государство не компенсирует, и эти деньги перевозчик вынужден платить из своего кармана. 

А что касается дальних рейсов, то бывали случаи, когда до 30-40 льготников было на один автобус, доходило даже до того, что машину было нечем заправить. Вот как здесь поступать перевозчику? Мы постоянно поднимаем эту тему, но государство нас в упор не видит и не слышит. А льготники жалуются в прокуратуру, и прокуратура приходит и говорит: вы нарушаете закон, вот вам штраф. А то, что государство нарушает закон, так это никого не волнует. 

Экономисты утверждают: оптимальный выход из проблемы - монетизация льгот. 

- Монетизация льгот действительно спасет ситуацию и вместе с тем сделает тоньше кошельки некоторых чиновников и министров, - рассказал "КП" в Украине" политолог-экономист Александр Охрименко. - Дело в том, что социальная сфера в нашей стране погрязла в коррупции. Как это работает: закон наделяет людей льготами, потом начисление компенсаций перекладывается на плечи местных бюджетов. А в местных бюджетах говорят "денег нет", но если "позолотить ручку" - деньги каким-то волшебным образом появляются. Транспортник вынужден дать на лапу, чтобы хоть частично отбить затраты. 

Эксперт убежден, рано или поздно мы придем к монетизации льгот. Если раньше чиновники оправдывались техническими сложностями, то сейчас с повсеместным использованием пластиковых карт воплотить схему не составит труда. Нужно только захотеть. 

Новости по теме: Льготы