Ровно год назад, 4 июля 2015-го, на улицы Киева вышла новая патрульная полиция. Не важно, что закон под нее еще не был подписан президентом. Не важно, что за спинами парней и девушек с горящими глазами злобно скрипели зубами постовые и гаишники, которых ожидал "волчий билет". Под ногами этих молодых красивых ребят крошилась и ломалась старая система и начинался путь в светлое будущее. Как в настоящем кино про героев, которые побеждают преступников!
Вот только жизнь оказалась жестче. Сегодня селфи с полицейскими уже не в моде. И "Приусы" с мигалками прохожие не провожают восторженными взглядами, а тихо ропщут, что по улицам страшно ходить из-за расплодившихся грабителей. Дисциплинированные водители тихо ностальгируют о ГАИ. Дескать, страха у беспредельщиков раньше было больше, а аварий на дорогах - меньше. Как ни крути, а это так.
РАЗ НАРУШИТЬ МОЖНО, ЗНАЧИТ, МОЖНО
Согласно официальной статистике, только за первое полугодие 2016-го количество ДТП в Киеве возросло на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. По Украине рост составляет 19,9%. Более чем на 27% выросло количество аварий, совершенных пьяными водителями. Правда, на уменьшение пошло количество трупов, но тут мы узнали маленький секрет: в скорбную статистику стали вносить только погибших на месте происшествия. Раненые, которые впоследствии скончались в больнице, как бы приравниваются к выжившим.
- По поводу ликвидации ГАИ радуются те, кто регулярно нарушал и отмазывался взятками. Я лично в конфликты с правилами движения не вступал, взятки не давал, штрафы не платил, поэтому недоволен, - поделился с "КП" в Украине" киевлянин Алексей. - Сейчас ездить страшнее стало - нарушают все кому не лень. Контроль ослаб, появилось ощущение вседозволенности. И пробок в Киеве стало больше, хотя автомобилей - меньше. Если бы люди не экономили на бензине, город вообще бы погряз в заторах.
Многие водители в беседе с журналистами признавались, что не избегают соблазна прибавить скорость или совершить запрещенный разворот, когда в поле зрения нет синих проблесковых маячков. Видишь их - ведешь себя правильно. А не видишь - так и наказать некому. Вот когда гаишники по кустам прятались, тогда напрягало.
- В русле реформ МВД была идея создать новую дорожную полицию, но от нее отказались - чтобы не выглядело так, будто одну ГАИ подменяют другой. Дескать, в Америке или Грузии без этого обходятся, обойдемся и мы. Но нельзя технически переносить опыт одной страны в другую. К примеру, в Японии наименьшее в мире число полицейских на душу населения, - говорит эксперт по безопасности движения Владимир Караваев. - Там законопослушание в крови. А у нас другие традиции: если можно нарушить, значит, можно. Это необходимо было предвидеть.
УРОВЕНЬ ОЖИДАНИЯ
Ситуация не выглядела бы такой удручающий, если бы вместе с новой полицией заработала автофиксация нарушений.
- В странах, где ее вводят, уровень ДТП сразу падает на 13%, - говорит Владимир Караваев. - Но у нас законодательная база такова, что никто не хочет инвестировать в технику.
По самым оптимистичным прогнозам, видеокамеры, способные слегка обуздать лихачей, появятся не раньше следующего года. По крайней мере так обещал Арсен Аваков.
Прошлой осенью, когда новая полиция стала бодро шагать по стране, в МВД заявляли, что уровень доверия к ней достиг 80%.
- На самом деле это был не уровень доверия, а уровень ожидания. Доверие формируется годами, а не за два месяца, - считает эксперт. - Так вот сейчас этот уровень ожидания упал в два раза. По крайней мере в сфере безопасности дорожного движения. Вместе с ГАИ за рамками законодательного поля оказались ряд полномочий, которыми не наделили новую полицию. Кроме того, она просто не может справиться с двумя возложенными на нее задачами - контролировать порядок в городе и одновременно надзирать за интенсивным автомобильным потоком.
|
НЕ ОПРАВДАЛА ОЖИДАНИЙ
Главной ошибкой реформаторов, считают эксперты, стала подготовка новых полицейских. В Америке, у которой пытались позаимствовать опыт, патрульных учат от 6 до 12 месяцев - в зависимости от штата. То есть учитывается плотность, характер населения, криминогенная обстановка, особенности дорожного движения.
У нас уложились в 90 дней, уверяя народ, что создали киборгов и ангелов в одном лице, которые и бабушку через дорогу переведут, и машину депутата эвакуируют.
Вот только на фоне красивых дел, которыми пичкали публику слащавые пиарщики, оказалось, что патрульные не умеют стрелять по колесам движущегося авто и массово разбивают новые "Приусы". Не далее как в июне глава Нацполиции Хатия Деканоидзе признала, что сейчас у подконтрольного ей органа одна главная проблема - найти деньги на ремонт служебных авто, разбитых во время патрулирования. Спустя десять дней она же сказала, что в Киеве, а также в Запорожье, Днепропетровске и Харькове ощущается недобор патрульных.
- Плакатный патрульный и патрульный на улице - это разные понятия. Я беседовал с молодыми ребятами, которые уволились из полиции, не проработав и года, - делится с нами ветеран МВД Александр Наумов. - Вслух они не хотят этого говорить, но тайком признаются, что просто не выдерживают нагрузок. Их набирали на волне романтики, громкой рекламы, обещали славу, деньги, сбалансированный режим работы и отдыха. А оказалось, что после двенадцати часов в патруле от свободного дня никакой радости. А завтра - снова на каторгу.
Наши источники в МВД говорят, что сейчас действительно идет большой отток кадров, ожидается новый большой конкурс на роль "киборгов".
- Служба не оправдала ожиданий, уволился, - кратко сказал нам один из парней, который бросил ради полиции рутинную работу в юридической фирме и теперь просится обратно на тихое место.
Хотеть быть героем - это очень сладко. А становиться им - тяжело.
КРИТИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ
- Ребенка вынашивают девять месяцев. За три месяца можно сделать только аборт, - напоминает бывший глава украинского Интерпола Кирилл Куликов. - Кроме того, эти реформаторы породили внутренний конфликт в системе между старыми и новыми кадрами, а это очень плохо. Считаю, что 4 июля - это годовщина уничтожения охраны правопорядка в Украине.
ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
- И в старой милиции была большая текучка кадров. Если слабые уходят, это хорошо. Нечего цеплять на себя погоны, если хочешь делать селфи и спасать котят, - считает полковник МВД Игорь Левицкий. - На освободившиеся места придут люди, которые понимают, что должны разнимать уличные драки, ломать грабителей, усмирять семейные скандалы. И будут нормально работать. Год - слишком маленький срок, чтобы делать выводы.
ЦИФРЫ
Патрульная полиция создана в 32 городах. В ней:
В обслуживании патрульных находится 1,5 тысячи километров автодорог в 9 областях Украины.