"Официально" петриковка – роспись из диковинных цветов, птиц, животных, гроздьев калины и винограда - загремела на весь мир, получив в 2013 году статус нематериального культурного наследия, который присвоил комитет ЮНЕСКО. Родина росписи – Днепропетровщина тогда же сделала ее своим брендом, разработав соответствующий цветочный логотип области. В поселок тут же стали курсировать высокие делегации, щедро раздающие обещания, "как мы тут сейчас все раскрутим". Но пиар петриковской росписи быстро стух, и "звучит" она время от времени только благодаря мастерам, вызывающим фурор на отечественных и зарубежных выставках.
О новом витке славы для петриковки заговорили вновь в связи с победой Украины на "Евровидении". Что, как не "петриковка", давно известная всей Европе, должно стать символом "Евровидения-2017"? Что думают об этом сами жители поселка, давшего миру невероятный, самобытный стиль живописи, и готовы ли они к "вселенской славе", мы узнавали непосредственно на месте.
С дохристианских времен до наших дней
Вопреки расхожему мнению о том, что каждый дом в Петриковке в петухах и маках, это не так. Первое здание, которое встречают гости – автостанция. Выглядит довольно прозаично: небольшой выбеленный домик, внутри – пережитки советского времени в виде деревянных скамеек и таблички "выход здесь". Только по пути в центр глаз цепляется за узнаваемый узор на бетонном заборе. Это "лента-бегунок" - калиново-цветочный фриз длиною 120 метров. Рекордную в Украине орнаментальную ленту местные мастера создали за год до признания ЮНЕСКО. Так называемая визитная карточка Днепропетровщины символизирует бесконечность жизни и движение. Жизнь в поселке есть, движение – так себе. В жаркое летнее утро людей на улице особо не встретишь.
- А правда, что в Петриковке каждый умеет роспись рисовать? – пристаем к двум женщинам, присевшим в тенёк на лавочку.
- Тю, та канешна! – выпаливает та, что помладше. – Я у дитинстві малювала, і мама моя малювала. Тут змалечку усі малюють, ну а вже потім – хтось художніком стає, майстром, а хтось сільскими ділами займається.
- А слышали, что "петриковку" хотят сделать символом Евровидения и разрисовать все здания в селе? – продолжаем интересоваться. – А у вас, кстати, дом разрисован или нет?
- Чули, - хором отвечают женщины, а дальше продолжает уже одна. – Так це ж добре, я не протів, хай малюють, а то стоїть он все обідране. Якщо можна буде, то і я десь квітку чи цибулинку тикну. А шо? Основи ж знаю. Нє, моя хата не розписана. Але ви там далі пройдіться – найдете.
Мастеров петриковской росписи в поселке хватает. Четыре десятка из них трудятся в центре народного искусства "Петриковка", который в 1991 году был создан Заслуженным мастером народного творчества Андреем Пикушем.
Чтобы построить это двухэтажное здание в период перестройки и развала СССР, понадобилось едва ли не чудо. Но еще большее чудо мы видим в выставочном зале центра – работы именитых мастеров, на которых расцвели дивной красы цветы и фантастические птицы.
- Петриковская роспись существовала еще в дохристианские времена, - рассказывает Андрей Пикуш. – Изначально ею расписывали хаты и всё, что было во дворе – клуни, сараи, погребы, создавая цельный образ. Также расписывали и в хате: печь, камин. Наши предки через роспись вели диалог с природой. Главным "героем" является цветок – апогей гармонии и красоты. В конце девятнадцатого века роспись перекочевала на бумагу, рисовались так называемые "малёвки". Со временем она появилась и на домашней утвари, предметах обстановки.
По словам Пикуша, то, что у них абсолютно все – от мала до велика владеют искусством росписи, не более чем миф. Поскольку для того, чтобы стать настоящим мастером, учиться нужно не менее десяти лет.
- Это не рецепт вареников, - улыбается Андрей Андреевич. – И за один мастер-класс постичь и научиться всем тонкостям невозможно.
К тому же мастерство заключается не в умении рисовать "правильно", а в индивидуальности, в собственном стиле. В этом вся суть "петриковки". Поэтому, когда сувениры с росписью поставили на промышленный конвейер, основав известную фабрику "Дружба", это нивелировало ту самую неповторимость, по которой узнавали того или иного художника петриковской росписи даже без указания авторства.
А кисточки из… кота!
Где настоящий рай для туристов – так это в зале с сувенирами. Чего здесь только нет! Шкатулки, свирели, игрушки, магниты, ложки, вазы и даже мини-бар на курьих ножках. Все в "петриковском" стиле. Андрей Пикуш отмечает, что и китайцы уже научились делать сувениры под "петриковку". Чтобы не попасть впросак и не купить дешевую подделку, нужно хотя бы немного изучить особенности узоров, ведь они наносятся не только кисточкой, а и кусочком камыша, и просто пальцами.
Кстати, о кисточках. В "петриковке" используются так называемые "кошачки" - кисточки из кошачьей шерсти. Отсюда еще один распространенный миф о том, что все коты в Петриковке ходят с остриженными подмышками. Мы детально "обследовали" пару мурчащих, встретившихся по пути и можем заверить: подмышки у них как у всех нормальных котов – волосатые.
- Небольшой пучок шерсти состригается с области живота или на бочках, - улыбается Андрей Андреевич. – Только нужно обязательно захватить подшерсток и длинные волоски. Именно они позволяют делать мелкие завитушки, тоненькие мазки. Никакой другой кистью это сделать не получится.
Художник смеется: "художественных" котов в селе хватает, на каждый двор по паре приходится. А чтоб уважить главного "поставщика" сырья для кисточек, мастера собираются поставить ему памятник. Деревянная фигурка кота уже изготовлена, осталось лишь расписать его и установить.
Пока мы ходим залами центра на первом этаже, на втором звучит иностранный говор. Представители христианской организации из Америки внимательно рассматривают картины, дуют в свирели и свистки. Пышнотелая брюнетка, набравшая полные руки расписного добра, шутливо машет нам булавой.
- О, мы только недавно услышали о петриковской росписи, - говорит один из американцев. – Это удивительно, уникально и очень красиво!
Знают и в Европе, и в Америке
Известная мастерица "петриковки" Галина Назаренко уверяет: роспись хорошо принимают в Европе и в Канаде. Это она знает по собственному опыту, ведь уже многие годы показывает народное искусство за границей.
- Петриковская роспись близка европейцам, поскольку они тоже находят в ней что-то из своего народного искусства, в Америке украинская диаспора хорошо знает "петриковку", - рассказывает Галина. – Единственное, что меня беспокоит - как вписать ее в современное арт-пространство. Одними выставками этого не достичь, нужны перформансы, инсталляции. Оригинальная подача, одним словом.
Одним из таких оригинальных методов мастерица считает расписывание каждого здания в поселке петриковской росписью - вплоть до собачьей будки. В пример приводит польскую деревню Залипье, где дома разрисованы своим растительным орнаментом. В этом году вместе с группой таких же мастеров-энтузиастов она планирует разрисовать первые шесть-семь зданий. Безусловно, это потребует и физических, и материальных затрат. Но художница не унывает: не выйдет в этом году, возьмутся в следующем.
- Это нужно кому-то сделать, мы работаем на будущее, - уверена мастерица. – На наше предложение откликнулись мастера из-за границы, а также любители из столицы, где мы проводим мастер-классы.
Касательно символа Евровидения, то тут художница считает обязательным комплексный подход: это и роспись всего села, и туры для гостей, а главное - поддержка государства, принятие концепции развития. Все это может дать новый толчок для развития и популярности петриковской росписи. Но пока это все идеи, мечты и проекты, и каждый – сам по себе. Молодые, научившись азам, чаще всего уезжают и пытаются как-то самостоятельно заработать на этом искусстве. Или не пытаются. Старшее поколение продолжает рисовать в своем центре, вкладывая душу в каждую выпущенную из-под рук вещичку и радуясь каждой копейке, полученной от немногочисленных иностранных туристов. Энтузиасты пытаются достучаться-докричаться до "больших людей", надеясь убедить, что в петриковку можно и нужно вкладывать и деньги, и силы. Большие люди не спешат.
В ТЕМУ
Учатся все, но не каждый художник
Пусть не каждая хата в Петриковке пока что расписана, однако точно в каждой имеется предмет обихода в петриковском стиле. И пусть не каждый в селе художник, но с самого детства пальчики каждого петриковца учатся рисовать ягодки и пёрышки.
- Обучать росписи мы начинаем еще с ясельной группы, это детки двух лет, - воспитательница детсада Ольга Бондарь, куда мы заглянули, показывает нам специальные альбомы для воспитанников младших, средних и старших групп.
Раз в неделю малыши постигают основы местного умения: от элементарного тыканья до мазков кистью.
- Детки очень хорошо воспринимают роспись, им интересно, - говорит воспитательница. – Роспись развивает и тактильные ощущения, и мелкую моторику, способствует развитию чувства патриотизма. После садика все девочки, как правило, продолжают обучение в художественной школе. Мальчики – по желанию.
- Осьо я намистичко малювала петликівкою, отак пальчиком, щоб гално було, - очаровательно картавя, вводит нас в курс дела трехлетняя Ангелина, показывая свои художества перед тем, как отправиться на сонный час. – Ще я можу квіточку челвону, жовту, багато квіточок.
Садик, между прочим, одно из тех немногих зданий, которое уже разрисовано. Качели, беседки и скамеечки обвиты причудливыми узорами – где-то старались мастера, где-то сами воспитатели, которые в свое время закончили художественную школу.
КСТАТИ
... Фабрика "Дружба", славящаяся на весь мир и являющаяся поставщиком сувенирной продукции на Олимпиаду-80, к сожалению, мало чем сможет помочь в подготовке Евровидению-2017, в случае если "петриковку" таки утвердят символом конкурса. Предприятие не удалось сохранить, в 2006 году его признали банкротом. Местные сокрушаются: столько людей работы лишилось. Впрочем, возможно, из "петриковки" не нужно делать штампованное производство, а важно, чтоб она ощущалась в каждом здании, каждой хате поселка, сохраняя народность. И наконец-то переродилась из типичного украинского села в настоящую Петриковку.
КОМПЕТЕНТНО
Цветное на белом – "петриковка". Цветное на черном – подражание
В зале с сувенирами притягивают внимание экспонаты богатой, тяжеловесной расцветки – пышные цветы на черном фоне. Андрей Пикуш утверждает: "петриковку" наносили яркими красками и исключительно на белом. Узоры на черном фоне были переняты из жостовской росписи, славящейся изображениями цветочных букетов на черных жестяных подносах. Именно в Жостовскую артель в 1939 году была направлена на работу выпускница первого выпуска петриковской школы декоративного рисования Вера Клименко. После войны, вернувшись в Киев, мастерица обучала навыкам декоративного искусства киевлян, и на одной из первых мирных выставок мастеров представила свои работы, выполненные на черном фоне. "Верхи" пришли в такой восторг, что незамедлительно заинтересовались родиной неповторимой росписи, самим поселком Петриковкой.