|
90 лет назад случилось событие, которое в 20-е годы прошлого века считалось заоблачным подвигом. И даже сейчас что-то героическое в нем явно есть...
Итак - в мае 1926 года воздушное судно не только достигло Северного полюса, но и двинулось дальше, проложив трансарктический путь с одного континента на другой. Практическая ценность перелета - в доказательстве преодолимости этого направления. Научная ценность - в изучении огромной территории, которая была на картах во всех смыслах белым пятном.
Совершил это путешествие на дирижабле "Норвегия" знаменитый исследователь и первооткрыватель Руаль Амундсен в компании с капитаном Умберто Нобиле и миллионером Линкольном Элсуортом. Дело действительно было великое. И все участники по праву получили свою долю славы - особенно Амундсен, который этим полетом ставил жирную точку в своей карьере. Однако сладкий вкус победы горчил из-за нескольких, мягко говоря, некрасивых историй...
Скандал 1: Русского - за борт!
Руаль Амундсен был велик и как путешественник, и как человек. Тем страннее его поступок по отношению к единственному русскому члену экипажа, который мог стать первым представителем CCCР на Северном полюсе.
- В предыдущую - неудачную - попытку штурма высоких широт на корабле "Мод" норвежецу приглянулся русский радист Геннадий Олонкин. Неудивительно, что именно его пригласили в полет в качестве радиотелеграфиста, - рассказал историк воздухоплавания Юрий Дружинин. - Олонкин прекрасно справлялся со своими обязанностями во время перегона дирижабля из Рима. Однако перед самым стартом Амундсен неожиданно исключил Геннадия из состава экспедиции. Якобы из-за болезни уха.
Как выяснилось позже, русский оказался здоров. Истинной же причиной поступка руководителя было желание включить в интернациональный экипаж еще одного норвежца - своего племянника, - дабы достичь численного перевеса перед американцами и итальянцами.
Олонкин плакал, смотря вслед медленно уплывающему дирижаблю.
Племянник-норвежец на старт опоздал...
Скандал 2: Украденная победа
"Норвегия" уходила из Рима, где была построена, с большой помпой. Сотни газет и радиостанций по всему миру следили за ее маршрутом, подробно сообщали о планах.
Частный самолет "Фоккер" под управлением офицера ВВС США Ричарда Берда в тех же числах вылетел из Бостона. Этот старт освещали гораздо скромнее. Хотя планы пилота были более грандиозными - опередить дирижабль и стать первым летчиком, покорившим Северный полюс.
Берд так спешил, что дважды едва не угробил самолет при неудачных попытках взлететь со Шпицбергена - с того же места, откуда планировал стартовать Амундсен. Последнюю попытку он предпринял 9 мая 1926 года, за два дня до старта "Норвегии". Перегруженный самолет чудом оторвался от земли и лег на курс.
Позже Берд писал в отчете, что держал путь строго на север по 11° восточной долготы и 9 мая в 9 часов 2 минуты достиг полюса, сделал над ним большой круг, уточнил местоположение с помощью астрономических приборов и через 13 минут повернул обратно.
Проведя в воздухе 14 часов 40 минут при идеальных метеорологических условиях, самолет благополучно достиг Шпицбергена и приземлился в том же месте, откуда стартовал.
В этот миг по большому счету экспедиция "Норвегии" потеряла смысл: Амундсен стал бы только вторым воздухоплавателем на полюсе. Единственное, чем он мог запомниться, - совершить трансарктический перелет. Однако экипаж не был уверен, что это удастся. При малейшей поломке путешественники были готовы повернуть обратно.
- Но Амундсен не расстроился. Он даже первым подошел поздравить Берда на аэродроме, - рассказывает историк воздухоплавания Юрий Дружинин. - После гибели Скотта в Антарктиде, в смерти которого норвежец винил отчасти и себя, он перестал увлекаться спортивной стороной достижений. Отныне его интересовали лишь наука и прославление родины. Потому Амундсен все равно отправился в путь.
История доказала мудрость великого полярника. Берд считался первым летчиком, пролетевшим над Северным полюсом, до 1996 года. Пока при исследовании его полетного дневника не обнаружились следы подчисток. Берд соврал: до полюса он не долетел. А в истории остаться очень хотелось...
Скандал 3: Ссора великих
Миссия дирижабля была выполнена на 100%. Техника не подвела. А вот люди... На борт "Норвегии" Амундсен и Нобиле входили друзьями. Сошли - врагами. За время совместной работы накопилось много мелких обид. Главное - они так и не смогли определиться, кому же должна достаться слава лидера отважной экспедиции. Нобиле считал, что ему - как создателю и командиру дирижабля. Амундсен - что ему, как идейному вдохновителю, а итальянец был лишь... извозчиком. Рассорились они жутко и больше не общались.
Однако это не помешало Амундсену первому броситься на помощь Нобиле, когда тот с командой потерпел аварию во льдах на другом дирижабле (об этой истории снят фильм "Красная палатка").
Во время спасательной операции Руаль Амундсен пропал без вести. Его могилой стала Арктика, которую он любил всем сердцем.