Нашего человека кризисом не напугаешь. Финансовые трудности испытывают абсолютно все люди без исключения. Но почему для одних это временное явление, а для других бедность - это диагноз на всю оставшуюся жизнь? Социологи выяснили, что нужда - это своего рода заразная болезнь, которая может передаваться из поколения в поколение.
ФЕНОМЕН ПЛЮШКИНА
Бедность отнюдь не ограничивается низким уровнем доходов - это особый стиль жизни и принятия решений. К такому парадоксальному выводу пришли ученые. Впрочем, примерно то же, но другими словами говорил еще Гоголь, рассказывая историю Плюшкина. Если помните, этот герой "Мертвых душ" вел совершенно нищенский образ жизни, будучи состоятельным человеком. Беда была в том, что методы управления имением, которые Плюшкин оценивал как экономные и бережливые, неминуемо вели его к разорению.
Сторонники теории "культуры бедности" считают, что бедность - это прежде всего система ценностей, основанная на отказе от реализации долгосрочных планов ради удовлетворения текущих потребностей.
Условно говоря, в кризис все стремятся сократить расходы. Но для одних, со временем, режим выживания становится образом жизни: они привыкают к пассивности, которая помогает экономить средства. А другие, когда ситуация меняется к лучшему, готовы перейти от энергосбережения к тактике завоевания мира.
Проблема в том, что фанаты затягивания поясов передают свою систему ценностей (см. "Проверь себя") потомству, и это приводит к копированию бедности в следующих поколениях.
ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ
Вы спросите, а как же знаменитые династии предпринимателей?.. Ведь их основателями были крепостные - это же не помешало им стать миллионерами!
Почему выходцы из одной социальной среды выбирают порой противоположные жизненные стратегии, объяснил психолог Мартин Селигман. В 1967 году он открыл феномен выученной беспомощности. Исследователь утверждал: неудачниками или успешными мы становимся в зависимости от жизненного опыта.
Селигман провел поразительный эксперимент с собаками. Он оборудовал вольеры, через которые время от времени пропускали чувствительные разряды электричества. Первая группа псов могла отключить источник болевых ощущений, ткнув носом в специальную панель. Эти собаки были хозяевами своей жизни. Вторая группа хвостатых тоже получала удары током, но никак не могла повлиять на происходящее - у них не было выключателя. Псы полностью зависели от действий барбосов из первой группы (их вольеры были связаны общей электрической цепью).
Через некоторое время собаки были переведены в открытый вольер, из которого они в любой момент могли выпрыгнуть. Когда собак из первой группы снова стали беспокоить ударами током, они моментально убежали из опасной зоны. А бедолаги из второй группы сначала метались по вольеру, а затем ложились на пол и, поскуливая, терпели удары током. Они привыкли, что от них ничего не зависит, и не делали попыток избавиться от мучений.
У людей этот механизм тоже прекрасно работает.
БЕДНОСТЬ - НЕ ПОРОК?
Теория выученной беспомощности хорошо объясняет, почему таким болезненным оказался переход от распределительной системы к рынку для советских людей. Ведь большинство экономистов сходятся во мнении, что бедности в СССР образца 80-х годов по большому счету не было. Жили мы пусть и небогато, но основная масса людей оценивала свой социальный статус довольно высоко. А значит, неоткуда взяться "привычке бедности"! Почему же далеко не все (мягко говоря) смогли воспользоваться возможностями, которые давала перестройка?
По мнению социологов, в СССР человек находился в сильной зависимости от государства. Оно обеспечивало ключевые потребности: жилье, образование, медицину и трудоустройство. Человеку оставалась узкая зона личной ответственности - покупка продуктов и одежды и т. д. И мы, как те барбосы, привыкли, что от наших действий мало что зависит, и покорно терпели удары судьбы...
ВОПРОС - РЕБРОМ
Как пережить кризис с выгодой?
Очевидно, приоритеты общества поменялись в сторону идеи обогащения. Но как тут войти в первую сотню "Форбс", когда на дворе кризис? Эксперты говорят: надо грамотно сокращать расходы. Можно смело экономить на одежде и продуктах. Но ни в коем случае нельзя сокращать вложения в человеческий капитал. Это прежде всего касается ваших детей. Не скупитесь тратиться на образование, спорт, походы в музеи, театры и другие виды окультуривания своего дитяти. Да и на свое профессиональное совершенствование найдите средства. Тогда, даже ужавшись по всем остальным позициям, вы сохраните шанс себе и ребенку эффектно стартануть, когда подвернется удобный момент. А он обязательно будет.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Психологи выделили несколько признаков "субкультуры бедности". Если вы ответили "да" хотя бы на 4 из 5 утверждений, то вероятнее всего, попадаете в "группу риска".
АНЕКДОТ В ТЕМУ
1917 год. Внучка декабриста слышит шум на улице и посылает прислугу узнать, в чем дело. Вскоре прислуга возвращается:
- Революция, барыня!
- О, революция! Мой дед мечтал о революции! И чего же они хотят?
- Они хотят, чтобы не было богатых.
- Странно. Мой дед хотел, чтобы не было бедных.