Крохотное и почти покинутое жителями село Букатинка находится в 140 километрах от Винницы. Ведет к нему дорога живописная, но очень уж разбитая. Зато в самом селе дорога мощена брусчаткой, над рекой поднимается красивый каменный мост, хаты расписаны сказочными узорами, а во дворах из травы выглядывают каменные скульптуры. И таких арт-объектов в селе становится все больше. Это заслуга творческой семьи Алешкиных и их учеников.
Почти 36 лет тому назад 23-летний Алексей Алешкин переехал из столицы в богом забытую деревеньку в Винницкой области, почти на границе с Молдавией. За эти десятилетия село превратилось в музей под открытым небом.
В конце 1970-х Алексей Алешкин только оканчивал художественный институт. Ему сулили прекрасную карьеру, обещали работу в мастерской в центре Киева, у семьи были квартиры в Киеве и в Минске. Но молодой художник предпочел другое - бросил жизнь в мегаполисе с блестящими перспективами ради своей мечты.
- Студентом, в 1978 году, поехал на практику на Коростенский завод фарфора, - вспоминает Алексей Алешкин. - Туда же приехала и минская студентка-художница Людмила. Ее свободная манера одеваться, независимый вид сразу меня покорили. А когда разговорились, Люда рассказала о древних украинских скульптурах, каменных бабах, которые стоят в музее в Виннице. В селе Букатинка, откуда родом ее отец, оказалось, до сих пор работают скульпторы-каменотесы, что меня и поразило! Конечно, захотелось все увидеть своими глазами.
После практики Алексей и Людмила решили вместе съездить в эту самую Букатинку, а затем и в Винницу - посмотреть-таки на бабу.
Совсем скоро ребята поженились. Алексей перевелся в Минск на последний курс. Когда Людмила забеременела, пара всерьез задумалась над тем, чего же именно хотят от жизни и от места, в котором будут растить детей. Город с шумом, пылью, завистью и пересудами казался не лучшим местом. Хотелось быть ближе к своим корням, земле. Молодые уехали в село. Отговаривали все - и родные, и знакомые.
|
Но пара была непреклонна. Быть единым с окружающим миром, чувствовать тишину, наслаждаться тем, как течет река, и растить детей в любви к миру - таким был их выбор.
Тем не менее в обычных селян они не превратились - помимо хлопот по хозяйству, воспитания детей и преподавания в сельской школе, их энергии хватало на превращение окружающей действительности в предмет искусства.
Сначала замысловатыми орнаментами расписали свой дом, потом принялись и за другие. Селяне постепенно выезжали, и соседские дома удавалось купить по дешевке, а некоторые на них просто переписали. Сейчас у четы уже шесть домов. В одном обустроили театр теней и рисунка песком, в другом - музей истории с расписной печью. Чуть дальше - музей гончарства с сотнями свистулек, горшочков, бочонков и кувшинов. Их любовно собирали во время походов по Приднестровью. Еще в одном доме - музей куклы-мотанки и вышивки. И в последнем хранятся их работы.
|
За годы семейного счастья пара воспитала пятерых детей - они уже взрослые, кто во Львов уехал, кто в Киев, но так или иначе связаны с творческими проектами. Людмила до сих пор преподает в сельской школе.
Новый глава сельсовета во всем поддерживает художников и их начинания. Да и односельчане привыкли, хотя поначалу настороженно относились к киевским чудакам - мало того что городские, так еще и непонятные рисунки на хате. На стенах - казаки, кобзари, русалки, соколы, различные фантастические существа и древние орнаменты. Но со временем зауважали, сдружились.
|
БЫЛО ДЕЛО
Из-за обнаженной Венеры чуть не выгнали со школы
- Из-за рисунка обнаженной Венеры мне вообще хотели запретить преподавать, - рассказывает художник. - Ну, это ж село, нравы строгие. Чтобы избежать пересудов, пришлось даже завесить картину на доме. Спрашивали, не любовницу ли я нарисовал. Так и стоит до сих пор, не знаю, пришло ли время открывать.