29 февраля Православная церковь отмечает память святого Иоанна Кассиана Римлянина. Это - один из наиболее видных христианских богословов и подвижников периода расцвета святоотеческой письменности (IV-V века). Кроме того, преподобный Иоанн считается одним из основателей монашеской жизни во Франции, а также является известнейшим писателем-аскетом.
Сам родом из Марселя, он в достаточно юном возрасте прибыл в Палестину, где в Вифлеемском монастыре принял монашеский постриг с именем Иоанн. Почти 10 лет он скрупулезно изучал жизнь подвижников древней Палестины и Египта, а позже, около 400 года, прибыл в Константинополь. Там он был рукоположен святителем Иоанном Златоустом в сан диакона. Очень скоро он вернулся к себе на родину, где и основал два монастыря - мужской и женский. Жизнь в этих обителях была построена по образцам, которые он
изучил во время своего проживания на Востоке. Именно его монастыри послужили отправными точками для распространения христианства в отдаленных уголках Римской империи.
Как видим, этот человек действительно великий подвижник и угодник Божий. Тем более странно, что в народных поверьях восточных славян его образ часто рисовался как негативный. Более того, в некоторых местах Иоанна Кассиана не почитали даже за святого. К сожалению, даже сегодня мы слишком часто бываем свидетелями "народного" отношения к этому святому - високосный год считается несчастливым, а день 29 февраля наиболее неудачным в году.
Такое положение вещей связано с тем, что в нашем народе до сих пор полностью не изжито язычество. Ведь только в язычестве существовало дуалистическое отношение ко времени - были "хорошие" и "плохие" дни и годы. "Хорошим" считалось время, когда мир стабилен, упорядочен, а "плохим" - время перехода, хаоса и беспорядка (например, от зимы к весне, от старого года к новому). С этой, языческой, точки зрения день памяти святого Иоанна приходился на самый проблемный период - последний день зимы и последний день года (во многих языческих календарях год начинался 1 марта). Это и диктовало совершенно ненормальное отношение к этому дню со стороны язычников.
Иное восприятие времени у христиан - "Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения". То есть для нас нет плохого времени. Каждый день благоприятен для нашего спасения, и единственное, от чего нам нужно отдаляться - это грех. Не время портит человека, а человек - время.