Шесть известных в Украине волонтерских организаций, среди которых "Вернись живым" и "Народный тыл", озвучили скандальные цифры: на штат в 17 тысяч личного состава в Военно-морских силах приходится 371 человек командования. Условно говоря, на 45 матросов есть свой адмирал. Много это или мало?
Капитаны бумажных морей
- Флот Норвегии насчитывает 57 кораблей и катеров против 10 у нас. Штаб норвежского флота состоит из 12 человек плюс еще 25 в центре морских операций, у нас - 371 (только командование), - уверяет основатель фонда "Вернись живым" Виталий Дейнега.
Сложно, конечно, сравнивать наши ВМС с королевским флотом, но замечание любопытное. Почему у страны, которая практически с трех сторон омывается морями, поддерживать уровень лучшей в Европе флотилии могут 37 человек (при общей численности персонала в 4200 человек), а в Украине у штурвала ровно в 10 раз больше, но гордиться нам нечем?
- На самом деле 371 - это официальное количество должностей. Из них заняты 150, остальные места вакантные. В любой момент их может кто-то получить. Деньги под эти должности в государственном бюджете заложены, - поясняет редактор Украинского милитарного портала Тарас Чмут. - Получается, в сравнении с аналогичными ведомствами в других странах в наших ВМС слишком раздутый штат. Он состоит из отдельных служб и органов, которые передают бумаги друг другу. Имеется много промежуточных звеньев, без которых можно обойтись.
Как говорят на флоте, если сейчас зайти в штаб, куда ни глянь - увидишь капитана первого или второго ранга (аналог полковника или подполковника). Каждый из них заведует каким-то отделом. У него есть помощник - капитан второго ранга. Их зарплата со всеми надбавками может дойти до 10-15 тысяч. А занимаются они бумажной работой, которую в состоянии выполнять сержанты, ну максимум лейтенанты. Кстати, костяк типичной европейской армии - сержанты. Их намного больше, чем офицеров. Если парень умный, то ему поручают ответственные задания и просто доплачивают за их выполнение.
|
Пойти по примеру Балтики
Сколько же человек нам нужно для руководства? Тут однозначного ответа никто не дает. Президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов считает, что компетентные решения должны принимать специалисты в правительстве.
- Но никак не волонтеры. Они хоть и честные, прогрессивные, патриотичные, однако часто дилетанты. Хорошо, что ребята подали этот импульс. Возможно, он все-таки подскажет властям, что пора что-то менять, - рассуждает Гречанинов.
В пресс-службе ВМС Украины какие-либо возмущения общественности комментировать отказываются. Дескать, еще не время. А между тем служивые действительно волнуются, потому что со времен крымских событий ситуация на флоте сильно изменилась. Требуется перестройка системы, определение конкретных задач. В зависимости от этого уже можно будет говорить о количестве сил.
- После конфликта в Крыму задачи определяли исходя из того, какая техника у нас осталась. Но надо понять, что нам нужно конкретно - возможно, по факту стране необходима лишь грамотная морская охрана, - говорит Тарас Чмут.
По сути, весна 2014 года могла стать точкой отсчета новой жизни украинского флота. Тем более что Канада и США в свое время предлагали помощь. Появись вовремя стратегия развития - Украина получила бы технику, а там, гляди, как мечтает главнокомандующий Военно-морскими силами Сергей Гайдук, взяли бы в аренду и подводные лодки. Кстати, аналогичным образом после выхода из СССР поступили Литва и Латвия. Они оставили старые корабли России и стали строить флот заново. В итоге сейчас он у них сбалансированный, правильно сформированный и планомерно развивающийся, пусть и маленький.