Работы Марии Примаченко не единожды выставлялись в галереях Украины. Но в таком количестве - впервые. 250 картин и рисунков художницы разместились в стенах Мыстецкого арсенала, хотя и это лишь маленькая часть ее творческой наработки, которая по самым скромным подсчетам достигает 2000 работ.
- Сколько бы не пытались проникнуть в таинство ее творчества, оно остается таинством. И хотя Примаченко причисляют к десяти самым известным художникам-примитивистам мира, все-равно она занимает среди них свою особенную нишу, - рассказывает директор Национального музея декоративного искусства Адриана Вялець, которая предоставила картины для выставки из фонда музея.
С ее словами нельзя не согласится. Фантазия Примаченко поражает. На первый взгляд ее работы действительно кажутся примитивными и немного детскими, особенно самые первые, довоенные рисунки, выполненные акварельными красками. Но ретроспективная выставка дает возможность увидеть, как с годами и приобретенным жизненным опытом развивалась фантазия художницы. Если на картинах 30-х годов зачастую изображен один зверь и растение, то картины 60-х работ - это целые сюжетные линии, сценки из жизни и быта украинцев, пронзенные иронией.
|
Политики унюхав запашок...
По словам самой Примаченко, свои картины она рисовала, чтобы дарить людям добро и счастье. И большинство поклонников ее таланта, среди которых и первая леди Марина Порошенко, понимают это и не пытаются искать в работах политической подоплеки.
- Мария Примаченко - имя, которое известно не только в Украине, но и далеко за ее пределами...Уникальность ее работ заключается в том, что она творила для людей - "людям на радость", - говорит супруга президента, которая пришла на открытие выставки. - Каждое полотно будто отражает ее щедрый мир любви, добра, мечтательности и загадочности. Смотря на работы Марии Примаченко чувствуешь, как душа наполняется оптимизмом и верой в лучшее будущее.
|
Однако в нынешней политической ситуации и при повышенном чувстве патриотизма у некоторых украинцев, имеют место попытки переосмысления истории.
- С одной стороны она была законопослушной гражданкой советского союза, с другой стороны все ее творчество - это протест против системы. Смотря сегодня на ее работы и видя дату их написания, мы думаем о том, что на самом деле хотела показать художница и ее подсознание. У нее есть картина "Звери судятся", датированная 1937 годом. А мы помним, что в то время делало НКВД..., - говорит начальник отдела музейного отдела Мистецкого арсенала Ольга Мельник.
То, что Примаченко через призму своей фантазии пропускала все, что происходило вокруг - неоспоримый факт. Ее картины - это ироническое изображение тогдашних людей и их недостатков. Художница высмеивала взяточничество, пьянство, но протестовала ли она сознательного против советской власти - едва ли. Да и повода у нее такого не было. Власть ценила работы Примаченко и даже часто использовала их в качестве пропаганды счастливой семейной жизни. О том, что художница была далека от политических страстей и изображала просто жизнь вокруг нее, говорит и ее внук Петр Примаченко.
- Каждая ее картина была связана с каким-то событием. Она очень болезненно и глубоко переживала события в Чернобыле, он ей снился. Она очень тонко чувствовала людей. Вот зашел кто-то в дом, она сразу видела хороший это человек или плохой. "Вот вы - оставайтесь, а вы - уходите". Она чувствовала людей насквозь, - поделился воспоминаниям с "КП в Украине" внук художницы.
За неделю до взрыва на реакторе Марии Примаченко снились деревья с выкорчеванными корнями. Когда художница проснулась, она сказала, что приближается беда. Через неделю взорвался реактор. Но даже эту страшную трагедию художница разбавляла яркими красками. Ведь несмотря ни на что, жизнь продолжалась.
|
Влада Литоченко: "Я учусь у Примаченко восприятию мира"
В числе поклонников таланта Марии Примаченко оказались политики и звезды шоу-бизнеса. Дизайнер Ольга Навроцкая, певица Мария Бурмака, лидер "ТНМК" Олег Михайлюта, народный депутат Александр Бригинец, актер Юрий Горбунов, телеведущая Катя Осадчая - и это далеко не полный список. Кто-то пришел посмотреть на картины художницы, кто-то себя показать, но равнодушно пройти мимо буйства красок не смог никто.
- Мне давно нравится ее творчество: искренность и фантастическое восприятие мира. Я знаю, какая нелегкая судьба была у этой художницы, физические преграды (у художницы был полиомиелит - Авт.), но у этой сильной женщины я учусь, с каким оптимизмом нужно воспринимать все, что происходит вокруг тебя, - говорит "КП в Украине" модель и общественный деятель Влада Литовченко. - Именно поэтому она - гений, уникальный человек. И ее картины достойны выставляться не только в Украине, но и по всему миру.
Литовченко призналась, что работ Примаченко у нее дома нет, но если бы были - отдала бы в музей, ведь искусство должны созерцать все.
КСТАТИ
Финский плагиат остался безнаказанным
В 2013 году разразился громкий скандал, связанный с именем Марии Примаченко. Популярная польская фирма "Маримекко", которая торгует авторской одеждой, постельным бельем и посудой, шесть лет использовала без разрешения сюжет картины "Крыса в пути". С той только разницей, что собственно крысу дизайнер изгнала, оставив одни деревья. К тому же, финский авиаперевозчик "FinnAir", который сотрудничает с "Маримекко", нанес этот рисунок на один из своих самолетов.
|
Национальный музей декоративного искусства, где хранится картина "Крыса в пути", добился, чтобы финны перестали использовать работу Примаченко. Финский дизайнер признала факт плагиата, а авиакомпания даже приехала в Киев с извинениями. Но денежную компенсацию так и не заплатила.
- Финская компания прислала письмо с извинениями на трех страницах, но мы стали настаивать на компенсации. Фирма прислала к нам своих работников, - рассказывает директор Национального музея декоративного искусства Адриана Вялець. - Я сказала, что извинения - это одно, а нарушение авторских и смежных прав - другое. Я предложила в качестве компенсации организовать выставку работ Марии Примаченко в Финляндии. Но финны уехали, и больше от них ничего не слышно.
|
Отметим, авторские права на картины Марии Примаченко принадлежат ее родственникам, а музей владеет смежным правами на те работы, которые хранятся в его фондах. Поэтому использовать изображения картин художницы где бы то ни было можно только с письменного разрешения родственников и/или музея.