Загрузить еще

Смотритель маяка: "Моя работа - спасать заблудших в тумане моряков"

Смотритель маяка:
Фото: Чтобы добраться до маяка, нужно пройти 700 метров по узкому бетонному молу, а затем еще подняться на 135 ступенек по винтовой лестнице. Фото: Алексей Кравцов

После крушения не было крабов 40 лет

Если бы не Цихович, то в 1972 году в Черном море погибли бы тысячи людей. Тогда случился сильный перепад температур воздуха - в 37 градусов! Море покрыл густой туман. В условиях нулевой видимости румынский теплоход "Моздок" столкнулся с болгарским танкером "Ломом".

- Морозный туман стоял стеной, ничего не было видно, - вспоминает Иван Тимофеевич. - Капитан "Моздока" вышел из порта и не заметил стоявший на якоре "Лом" недалеко от маяка. Грохот был такой, что за несколько миль, наверное, услышали. 

Танкер перевозил дуст. От столкновения он взорвался, и тонны опасного груза легли на дно. На "Ломе" погибло 24 человека. А пассажирам теплохода "Моздок" удалось спастись. Иван Цихович услышал взрыв и стал подавать тревожный сигнал на маяке. На глухой гул сирены примчалась береговая охрана. Экипаж пересадил в шлюпки пассажиров и, следуя за огоньками маяка, доставил на сушу.

- Я в свободное время рыбу ловил, креветок и крабов, а с тех пор, как дуст попал в воду, крабов в море не стало, - говорит Иван Цихович. - И не было почти 40 лет, пока водная среда не очистилась от вредных залежей.

Иван Цихович после 60 лет службы уверен - его жизнь и маяк неразделимы. Фото: odessitclub.org

700 метров к цели 

Для смотрителя маяк давно стал вторым домом. 81-летний Иван Тимофеевич признается: он даже не подозревал, что судьба забросит его туда. Учился на портного, а на маяк попал после армии, где служил радистом. Пока Ивану Тимофеевичу не выделили служебную лачугу на берегу, сторожевая каморка маяка 30 лет заменяла ему дом.

- Молодежь ищет романтику в моей профессии, - улыбается Цихович. - Но жизнь у моря сурова, требует осторожности и крепкого здоровья. 

Уединившись в 26-метровой башне, одессит мог сидеть там безвылазно сутками. Приходилось жене Галине собирать узелок с провизией и нести ему обед. А с берегом маяк связывает лишь 700-метровый бетонный мол. 

- Сколько раз мы вдвоем исходили этот мол, - вспоминает Цихович. - Но даже теперь, стоит ступить на узкую дорожку, она хватает меня за руку, прижимается и дрожит. Боится, даже когда брызги такие, что только юбку могут намочить. 

А вот зимой тут пройти нелегко. Мол сплошь укрывается медузами и ледяной коркой - легко поскользнуться. К тому же тропинку со всех сторон омывает волнами. В это время дед Иван обу­вает ботинки с шипами, вооружается посохом и веревкой. Когда море штормит, лучше не рисковать. Однажды Иван Тимофеевич чуть не утонул, спасая товарища, упавшего в воду. Благо из воды обоих вытащили матросы, оказавшиеся поблизости. А после этого сам свалился с мостика в бухту, но сумел забраться на льдину и доплыть на ней до берега.

В морозы приходилось топором проламывать путь к берегу и отогревать кипятком замерзшие замки на двери, ведущей в аппаратную комнату. 

ТТХ "Воронцовского маяка"

  • Год сооружения - 1815-й. После разрушения в 1941-м восстановлен в 1955-м.
  • Высота - 27 метров над уровнем моря. 
  • Дальность видимости - 17 миль (31,49 км).

Маяк подает звуковые сигналы в непогоду и круглосуточно кодом Морзе круговые позывные радиосигналы "ВР" (Воронцовское радио), которые слышно на 5 миль. 

БЫЛО ДЕЛО

Предчувствовал гибель семьи 

- Это сейчас я могу пользоваться автоматикой, даже дистанционно управлять маяком, - говорит Цихович. - А раньше ночь напролет мог бить в колокол, чтобы судна не плутали. Да и теперь я не особо доверяю современной технике, все равно страхуюсь на всякий случай.

Каждый день Иван Тимофеевич несколько раз проходит 135 ступенек по винтовой лестнице наверх, в сердце маяка. Несмотря на возраст, одолевает их за две минуты. Цихович сам ремонтирует маяк, чинит проводку, дизель. Он здесь и за маляра, и за уборщика.

Чего только не довелось повидать за долгие годы с верхушки трапа, где спрятан в колбе фонарь, указывающий путь мореплавателям.

- У этой лампы есть дублер, - с гордостью говорит Иван Тимофеевич. - Если пропадет свет или случится поломка, она сможет светить четверо суток, подзаряжаясь от аккумулятора. 

За годы службы научился и погоду предсказывать по облакам, оттенкам заката и ветру. И даже трагедии предвидеть.

- Как-то перед бурей я решил залатать дыры в маяке и полез с инструментом наверх, - вспоминает Иван Цихович. - Вижу, трое на резиновой лодке: мужчина и двое мальчишек. На берегу к ним подсело еще двое, и они вместе отправились в море. По всем приметам должен был начаться шторм. У меня в сердце кольнуло, почувствовал неладное! А уже вечером в новостях показали, что в той лодке отец погиб с маленькими сыновьями. 

Приключалось и с самим маяком несчастье за время работы Циховича. В 90-е годы израильское судно врезалось в сооружение и повредило его. Убытков тогда насчитали на два миллиона долларов, правда, компания-судовладелец все возместила. Но что бы ни случалось, Иван Тимофеевич остается верен делу. Говорит, что его жизнь и маяк - неразделимы.

Новости по теме: Новости Одессы