Как так покупательская способность украинцев падает, а сети супермаркетов продолжают активно открывать новые магазины? На что рассчитывают предприниматели? Да на особый интерес покупателей к "дискаунтерам" - магазинам с ограниченным выбором продуктов и невысокими ценами. Но при этом люди не думают о возможном сомнительном качестве товара и антисанитарии, часто царящих в таких местах. А вот СМИ этим, наоборот, заинтересовались.
Дешевое - не значит качественное
"Зайдя в магазин в 00.02, мы уже не смогли взять тележку для продуктов, поэтому схватили чуть ли не последние две корзины. …Люди стояли и кричали: "Как можно в такой день выставить только одну коробку с бутылками масла?" Разъяренной толпе вытянули еще одну коробку, все бутылки из которой расхватали за минуту".
Это не рассказ о продуктовом апокалипсисе, а впечатления одной из жительниц Запорожья об акции скидок в сети супермаркетов "АТБ", сообщает times.zp.ua. Такими "черными пятницами" распродаж сегодня все чаще заманивают к себе обнищавших людей продуктовые магазины. Но где гарантия, что это не способ избавиться от залежалого товара?
- Не доверяйте низкой цене, потому что за низкой ценой, как правило, стоит низкое качество, - говорит гастроэнтеролог Оксана Иванова, которая ежемесячно фиксирует в Киеве десятки отравлений, связанных среди прочего и с такими распродажами.
Понятное дело, что супермаркеты попали под прицел СМИ.
Например, съемочная группа программы "Ревизор" (Новый канал) проверила "АТБ" сразу в двух городах - Виннице и Белой Церкви - и показала по ТВ на всю страну: сотрудники магазина не выполняют элементарных требований к хранению продуктов питания. К примеру, в магазине в Виннице температура, при которой хранилось масло, составляла 11 градусов тепла при положенных от 0 д минус 5. Выходит, покупатели в этом магазине рисковали заплатить за испорченный товар. А в Белой Церкви, как выяснил "Ревизор", едва ли не все полки в супермаркете оказались покрыты пылью и грязные тряпки "хранились" просто на полке с курятиной.
Журналисты "ТСН" ("1+1") нашли не то что просроченный, а даже оживший товар. Телевизионщики побывали в одном из столичных "АТБ", где родители купили ребенку конфеты с червями. Каково же было удивление журналистов, когда - даже после скандала и звонков на горячую линию! - они снова обнаружили насекомых на тех же полках, что и героиня сюжета, побывавшая там за несколько дней до съемочной группы.
Заместитель гендиректора ООО "АТБ-Маркет" Наталья Шаповалова, комментируя ситуацию с залежавшимися продуктами низкого качества для программы "Особый взгляд" на "5 канале", отметила, что компания постоянно совершенствует процесс контроля качества продукции и благодарна покупателям за помощь в этом процессе и конструктивные замечания. Однако вряд ли такой комментарий устроит тех, кто после таких покупок отправляется в поликлиники и аптеки.
Сомнительные партнеры
Разбираясь с продуктами, журналисты "5 канала" обратили внимание и на другой аспект работы сети "АТБ". В сюжете рассказывается о том, что корпорация судится с одним из предприятий группы S.Group (известный производитель снеков) из-за долга в 110 млн грн. за поставленные товары. Спор начался из-за семейного конфликта. Один из учредителей тогда еще S.I.Group (впоследствии разделилась на две компании), а ныне народный депутат Сергей Рыбалка разводился с женой - Анной Буткевич, которая приходится дочерью одному из учредителей "АТБ" Геннадию Буткевичу. Рыбалке до сих пор не дают видеть свою дочь, а попытки отстоять свое право в суде закончились для него плачевно. Как утверждают в S.Group, при прошлой власти против компании и членов семьи Рыбалки заводили уголовные дела, работу компании блокировали. При этом "АТБ" не вернула долг за поставленные товары в размере 13 млн долларов США, утверждают в S.Group.
После революции Достоинства эти дела рассыпались, и стороны продолжили противостояние в суде. Более десятка судебных процессов S.Group выиграла.
В "АТБ" утверждают, что уже давно погасили задолженность перед экс-партнерами, однако, судя по материалам дела, так и не предоставили оригиналов документов, которые бы подтвердили это утверждение. Недавно в S.Group снова прошли обыски, которые в компании снова связывают с иском против "АТБ".
Тем не менее тысячи поставщиков все еще продолжают работать с ведущим игроком рынка. Ведь это возможность получить доступ к миллионам покупателей по всей стране в круглосуточном режиме. Пускай и на грязной полке по соседству с червями.
НАША СПРАВКА
Сеть "АТБ" - крупнейшая в стране, насчитывает более 680 магазинов. Ее оборот за 2014 год, по данным официального сайта, в условиях сложного кризисного года и военных действий на востоке страны составил космические 38 млрд грн. По объемам выручки компания входит в пятерку крупнейших в Украине по версии Forbes.