МАНИКЮР ПЕРЕД РЕЙСОМ
Возьмем направление Киев – Житомир. Место отправки символическое – стихийная стоянка возле станции метро "Житомирская". И без того узкая проезжая часть напротив выхода из метро забита припаркованными микроавтобусами. Пробок и заторов здесь не бывает разве что ночью. На лобовых стеклах "бусов" расположены указатели маршрутов: "Житомир", "Брусилов", "Попельня". Выбираю свое направление и захожу в салон белого "Мерседес Спринтер". Обычная маршрутка, которых развелось на наших дорогах столько, что сосчитать наверное, уже и трудно.
- Мне до Житомира. Сколько проезд стоит? – обращаюсь к коренастому водителю в кожаной куртке и брюках от делового костюма, который сидя за рулем, с довольно деловым выражением лица стриг ногти.
- 85 гривен, - ответил он, не отрываясь от своего маникюрного дела.
Протягиваю ему 100 гривен одой купюрой. Шофер откладывает щипчики и дает мне сдачу.
- Можно билет? Мне перед бухгалтерией надо отчитаться, - обращаюсь с просьбой к водителю.
- Билет? Может и постельное белье выдать?! – отвечает он, сквозь смех, который больше напоминает приступ икоты.
Не дав мне опомниться от этой юмористической импровизации, шофер полез во внутренний карман куртки, достал какую-то бумажку с надписью "квитанция" и аккуратно вывел на ней шариковой ручкой стоимость проезда и дату. В завершение "оформления" он поставил снизу свою подпись и передал этот так называемый билет мне:
- Вот тебе билет - бухгалтерия примет!
- Извините, но разве билет не должен быть на бланке? Если я не ошибаюсь, то и чек должен выдаваться!
- Послушайте, я – обычный водитель. Чеки и бланки там, на центральном автовокзале дают. А здесь у нас своя система. Документы на перевозку может еще показать? Могу! Но сначала покажите направление на проверку! Не хотите ехать – верну деньги, - доходчиво пояснил водитель, намекая на бесполезность и бесперспективность дальнейшего спора.
Я занял свое место, дождался, пока заполнится маршрутка (именно по факту заполнения она и отправляется) и мы наконец-то выехали. Справедливости ради стоит заметить, что водитель со свежим маникюром довольно быстро и с лихими маневрами, зачастую явно нарушая скоростной режим, довез нас до Житомира.
ФИСКАЛЬНАЯ ТЕНЬ
По возвращении в Киев мое профессиональное любопытство не давало мне покоя: ведь маршрутчик говорил о том, что на центральном автовокзале совершенно иная ситуация – пассажирам выдают фискальные чеки и билеты на бланках. Что ж, отправляюсь на Московскую площадь, дабы сравнить уровень работы официальных перевозчиков и нелегалов, которые толпятся возле метро "Житомирская".
Чтобы не вызывать подозрения, мне под видом обычного пассажира пришлось купить билет у компании "Гюнсел". Пункт назначения – Одесса.
- Вам какое место – у окна или лучше у прохода? – интересуется продавец-кассир.
- У окна и желательно сразу за водителем.
Девушка вносит данные в компьютер и сразу же выдает мне мой билет: на бумажке (пятая часть листа А4) напечатано название перевозчика, дата отправления, станция отправления, номер моего места, точка и время прибытия. В углу билета – штампик с данными: физическое лицо-предприниматель некий Гюнер, его код и отметка "оплачено". Примечательно, что владельца компании "Гюнсел" зовут Гюнер Селами. Возможно, именно его имя указано на штампе.
- Девушка, у меня просьба: дайте мне, пожалуйста, чек, поскольку наша бухгалтерия не поверит такой вот бумажечке.
- Ой, вы знаете, чек мы дать не можем. Вам надо уже после поездки прийти в центр продажи билетов с этим корешком и там вам выдадут подтверждение для бухгалтерии.
- Извините, но у меня не будет времени ходить и заниматься всякими дополнительными оформлениями. Что это за система у вас такая странная? Мне чек сразу нужен!
Реакция кассира меня просто лишила дара речи: девушка попросила вернуть билет, порвала его и бросила в урну.
- Сейчас я проведу вашу поездку через кассовый аппарат и выдам вам билет-чек. Вы по нему доедите до Одессы и без проблем предъявите своей бухгалтерии.
Две минуты – и новый билет у меня на руках. Но это уже не распечатка на принтере, а настоящий фискальный чек со всеми данными об отправке, прибытии и цене. Правда, есть небольшой нюанс: на чеке уже в качестве перевозчика фигурирует не физическое лицо-предприниматель (господин Гюнер), а общество с ограниченной ответственностью "Гюнсел"!
Я покидаю здание автовокзала и через некоторое время решаю купить билет на этот же рейс. Мне интересно: продажа билета пройдет строго через кассовый аппарат (с выдачей чека) лишь по моей просьбе или мне снова выдадут "филькину грамоту"?
Прошло порядка месяца. Снова наведываюсь в кассу. Прошу билет в Одессу. Какой дадут – такой и возьму. Оформление заняло минут пять от силы. В руках у меня оказалась знакомая бумажка, распечатанная на цветном принтере. Через кассовый аппарат продажу билета никто не проводил…
А В ОТВЕТ - ТИШИНА
Мы обращались за комментариями в компанию, но ответа так и не получили.
Дабы не терять времени, мы пошли другим путем. Центральный автовокзал находится в подчинении государственного предприятия "Киевпассервис", следовательно, его руководство и должно знать, что же происходит в кассах этого самого автовокзала. Увы, но и здесь мы не нашли объяснений: руководство автовокзала сослалось на тот факт, что не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность компании-перевозчика, которая, явно уклоняется от платежей в бюджет.
ДЛЯ СПРАВКИ
По средним оценкам, госбюджет ежегодно не досчитывается порядка 10-15 мрд. грн. Виной тому – теневые схемы нелегальных автобусных перевозчиков.
|
|