Украинские школьники загружены домашним заданием по самое не могу. Дети часами занимаются, чтобы справиться со всем, что им назадавали в классе. А результат?
И вот уже научно доказано: домашняя работа никак не влияет ни на успеваемость, ни на уровень образования!
Было наказанием
Профессор Университета Пенсильвании Джеральд ЛеТендр опубликовал результаты своего десятилетнего исследования. Он обратил внимание, что еще в XIX веке домашнее задание использовали лишь для того, чтобы наказать ребенка и лишить его свободного времени. Так почему же сейчас без домашки учеба и вовсе не учеба?
Ученый поднял результаты международного исследования качества школьного образования TIMSS 2011 года, которое оценивает математические способности школьников 59 стран мира. Оказывается, задания на дом не дают лишь 7 процентам учеников 4-х классов. Но на результаты ребят количество домашней работы никак не влияет. Например, школьники из Аджира, Кувейта и Марокко корпят дома над учебниками по многу часов. Но в рейтинге математической грамотности TIMSS эти страны занимают последние строчки.
В Гонконге, Тайване и Японии дети получают меньше домашнего задания, чем их сверстники в среднем по миру. Но "азиатские тигры" взлетают в топы всех рейтингов и пачками увозят медали на олимпиадах!
В Нидерландах каждый пятый школьник вообще не делает домашнее задание, а эта страна заняла 12-е место в рейтинге TIMSS. Украина, где порой дети сидят с тетрадками до первых петухов, даже не попала в список из 36 лучших стран. Так стоит ли овчинка выделки?
|
Не польза, а стресс
По подсчетам профессора ЛеТендра, каждый пятый четвероклассник только на математику тратит по 30 минут внеурочного времени три-четыре раза в неделю. А ведь есть еще и другие предметы!
Множество часов бдения над учебниками и тетрадями не проходит бесследно. Родители отмечают, что дети плохо спят и часто болеют. Полчаса домашней работы в день - это уже серьезный стресс для ребенка, считает ученый.
Причем хуже всего приходится именно ученикам начальных классов. Организмы юных школяров совершенно не приспособлены к такой нагрузке. Старшеклассникам немного попроще. ЛеТендр ссылается на мнение китайских коллег, которые утверждают: чтобы не заработать стресс, подростки могут проводить за домашней работой не больше двух часов в день. Наши выпускники бы над этим только посмеялись.
Но тому, что есть реальная польза от домашней работы, доказательств нет! На успеваемость и академические успехи домашняя работа не влияет, отмечает профессор ЛеТендр. Хотя родители часто уверены в обратном.
Подавляющее большинство мам и пап считают, что домашняя работа нужна, чтобы приучить чадо к самостоятельности и дисциплине. Но из-за огромного объема она вызывает у детей только негативные эмоции. Откуда тут взяться любви к учебе! А уж какими ссорами и скандалами все это сопровождается...
СРАВНИМ
Место в рейтинге математической грамотности TIMSS /Страна /Время, которое дети тратят в неделю на домашнее задание*
*По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся стран ОЭСР (PISA).
КСТАТИ
Французские дети до 11 лет все делают в школе
Во Франции домашние задания отменены для всех детей до 11 лет. Точнее, дети делают их не дома, а в школе. На это в начальной школе каждый день отводится полчаса в конце уроков.
- Учеба должна идти в школе, а не дома, - высказывался на этот счет президент Франции Франсуа Олланд во время обсуждения образовательной реформы. - Домашние работы следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени. Дома родители не всегда уделяют ученикам должное внимание, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Квадратный корень зла
Некоторые эксперты вообще считают, что домашнее задание увеличивает общественное неравенство. Пока одному ребенку помогают родители или репетиторы, другому приходится решать все самостоятельно. Кто-то находит нужный доклад в пару кликов в интернете, а другим приходится ждать нужную книжку в библиотеке и переписывать куски оттуда от руки.
- Домашнее задание может быть очень обременительным для детей из малообеспеченных семей, - объясняет Даниель Салинас, аналитик Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся стран ОЭСР (PISA). - У них может не быть спокойного места, где они могли бы его сделать. Им может не хватать на это времени из-за подработки и домашних обязанностей. Их родители не всегда готовы наставлять и помогать детям с заданием.
По статистике PISA, школьники из обеспеченных семей тратят на домашнюю работу почти на полтора часа больше, чем их неблагополучные сверстники. А это значит, что одни придут на урок более подготовленными и смогут быстрее усвоить новый материал. Другие же чем дальше, тем больше будут отставать от программы.
- Чем больше времени тратится на домашнее задание, тем больше разница между благополучными и неблагополучными учениками, - делает вывод Даниель Салинас. - Поэтому уменьшить объем домашней работы, чтобы свести на нет эту разницу, - вполне достижимая политическая цель.