В соцсетях одесситы призывают попрощаться со старинным заводом "Краян", расположенным на окраине города. Простоявшие почти 150 лет цеха бывших вагоноремонтных мастерских между районами Воронцовка и Ближние Мельницы доживают последние дни.
Долгое время необычное здание флагмана советского тяжелого краностроения входило во многие туристические маршруты города - но на сохранение исторической постройки денег не выделяли. Несколько раз завод безуспешно пытались продать на аукционе. Но после того как в марте этого года часть стены обрушилась на ж/д полотно, едва не повредив два поезда, власти распорядились снести завод. Некоторые промышленные помещения уже начали распиливать на металл. А одесские любители старины объединились в соцсетях, призывая посетить бывший машиностроительный комплекс, и делятся фотографиями архитектурной жемчужины.
|
"Давайте запомним одесский Хогвартс таким, каким он был на картинках, - пишут горожане. - А тем, кто хотел бы в последний раз на него взглянуть, скажем: у вас осталось мало времени!"
Завод "Краян" - это вагоноремонтные мастерские, которые в 1860-е годы основал барон Карл Карлович Унгерн-Штернберг для ремонта подвижного состава в Одессе. Первые помещения появились вблизи Горбатого моста и старого паровозного депо и уже тогда прославились на всю Российскую империю. А после смерти барона другие строения из красного кирпича спроектировал профессиональный архитектор Аркадий Тодоров.
- В народе эти цеха прозвали "бароновскими", - вспоминает историк Леонид Кривинский. - А в газетах даже за пределами Союза написали, что одесские мастерские не уступают по красоте и функциональности парижским. Они - неотъемлемая часть становления Одессы как промышленного центра.
|
В советскую эпоху "Краян" переименовали в завод имени Январского восстания, он был крупнейшим среди предприятий тяжелого машиностроения в стране. Во времена войны там создавали танки, оружие и бронепоезда, а в послевоенные годы - краны различной грузоподъемности, в том числе и для работы в условиях Крайнего Севера. После распада Союза завод приватизировали и переименовали в компанию "Краян". Какое-то время завод еще работал, но в конце 90-х годов предприятие пало жертвой споров частников, которые боролись за право им владеть. В итоге здание так и осталось бесхозным. Из гиганта машиностроения оно превратилось в руины, привлекающие фотографов, руферов и экстремалов.