Здесь можно снимать фильмы о будущем. Цеха изнутри похожи на спилберговские съемочные павильоны, повсюду "космическое" оборудование, люди в халатах и ощущение нереальной технологичности и стерильности… Мы находимся в Днепропетровске, на заводе группы компаний "Биола". И сейчас вместе с директором по качеству Еленой Андрасович мы проникнем в самые потаенные места этого необычного предприятия.
Высокотехнологичный муравейник
|
Перед входом надеваем халаты, бахилы и шапочки. Руки обрабатываем асептическим раствором: не дай Бог какой-то несознательный микроорганизм проникнет в этот храм чистоты. С этим тут строго. Стерильность - главное условие в производстве соков.
Цех розлива напоминает высокотехнологичный муравейник. Из огнедышащей печи пулей вылетают только что выдутые ПЭТ-бутылки. Отблескивает нержавейкой умное оборудование, по серпантину конвейеров тянется нескончаемый поток упаковок с соком "Биола".
- Наша общая проектная мощность более миллиарда бутылок в год, - рассказывает Елена Андрасович. - Если выставить эту продукцию в ряд, она дважды обогнет земной шар! Мощность линий достигает 40000 бутылок в час, или 11 бутылок в секунду.
- А здесь что находится? - обращаю внимание на цистерны высотой с трехэтажный дом.
- Тут у нас "хранилище витаминов", - улыбается Елена. - А если серьезно, это стерильные емкости для хранения концентрированных соков. Всего на этой площадке размещено 28 таких емкостей общим объемом 700 тыс. л!
- И откуда вы берете сырье?
- Мы ориентируемся только на натуральное сырье, поэтому закупаем концентрированные соки и фруктовые пюре со всего мира. Например, апельсины выращивают в Бразилии, ананасы в Таиланде, лимоны в Испании. Украина славится яблоками и томатами. Для удобства хранения и транспортировки из обычного сока удаляют часть воды, при этом в нем остаются все витамины и полезные вещества. Например, чтобы получить 136 кг концентрированного апельсинового сока, нужно переработать тонну свежих апельсинов.
Тайна "чистой комнаты"
"Биола" впечатляет не только масштабами, но и уровнем технологий. Предмет особой гордости - немецкие линии холодного асептического розлива (АCF). Предприятие первым на постсоветском пространстве освоило эту технологию и сегодня обладает крупнейшим подобным производством в Восточной Европе.
- Холодная асептика позволяет полностью отказаться от использования консервантов в наших соках и нектарах, - рассказывает Елена. - Нам достаточно лишь делать кратковременную флеш-пастеризацию в течение 30 секунд, чтобы полностью сохранить вкус, свежесть и полезные свойства продукта.
Для обеспечения стерильности блок розлива помещен в так называемую чистую комнату, исключающую любое микробиологическое загрязнение. Весь процесс контролируется специальной программой, которая не требует ручного вмешательства человека. Внутри "чистой комнаты" поддерживается небольшое избыточное давление, препятствующее попаданию микроорганизмов. Воздух в нее поступает через специальные антибактериальные фильтры.
- А можно проникнуть внутрь "чистой комнаты"? - наглею я.
- Ну, это не так просто. При необходимости наладки оборудования оператор может зайти в нее только через шлюз, надев на себя одноразовый стерильный костюм, маску для лица, перчатки и бахилы. После чего происходит обязательная стерилизация помещения.
В святая святых
Таким местом на "Биоле", безусловно, является производственная лаборатория, которая считается одной из лучших в отрасли. Рассматривая все эти невероятные приборы: хроматограф, атомно-адсорбционный спектрометр, двухлучевой спектрофотометр, понимаешь, насколько далеко человечество шагнуло вперед в плане точности измерений.
- Вот этот экспресс-анализатор D/Count уникален для всей Восточной Европы, - говорит Елена. - С его помощью проверяют отсутствие вредных микроорганизмов в сырье и готовой продукции. Представьте себе: достаточно взять 1 мл пробы - и через минуту результат исследования выводится на монитор!
По методам контроля качества "Биола" уже давно "прорубила окно" в Европу. Компания работает согласно требованиям Ассоциации промышленности соков и нектаров ЕС, которые даже более строгие, чем украинское законодательство. Но именно такой подход позволяет покорять такой желанный европейский рынок.
В лаборатории работают настоящие "парфюмеры", способные различать тысячи оттенков вкусов и ароматов. Они даже знают, какие напитки жители Земли будут пить через каких-нибудь 50-100 лет.
- Возможно, это будет сочетание можжевельника и экстракта огурца или коктейль из свекольного сока, топинамбура, специй и маракуйи, - продолжает удивлять Елена. - Сегодня потребители ищут новые ощущения, отдают предпочтение здоровым органическим напиткам. Поэтому наши эксперты постоянно держат руку на пульсе и учитывают современные тренды при разработке новых продуктов.
СПРАВКА "КП"
"Биола" - один из лидеров рынка, украинский производитель соков и нектаров, сладких газированных напитков, минеральной воды "Знаменовская", холодного чая и энергетиков с 1997 г. Общее количество сотрудников - 1300 человек. Продукция "Биола" представлена в Украине, странах ЕС, а также в Грузии, Беларуси, Казахстане.