К 73 годам кандидат технических наук Анатолий Гущин запатентовал десятки изобретений, выпустил "умный" станок и научился делать трех- и четырехмерные копии произведений искусства задолго до появления подобной техники на мировом рынке. Но уникальное оборудование практически все погибло во время военных действий в зоне АТО. Спасти удалось лишь один станок. Сейчас Гущин мечтает наладить производство техники для надомной работы инвалидов и сделать авто- и авиадвижение безопасными с помощью механотроники.
Хрустальные иконы и камеи из бивня мамонта
В 2007 году "Комсомолка" писала об ученом из Краматорска, "оживляющем" произведения искусства. Больше четырех десятков лет назад Анатолий Михайлович создал станок, с помощью которого можно выточить поразительно точные копии шедевров. Автору выдали свидетельство на изобретение в механотронике. Аналогов такой машины в мире не существует даже сейчас. На нем можно создавать иконы из мрамора и хрусталя, вырезать гравюры по дереву, камеи из бивня мамонта и даже скопировать морскую раковину.
Станок хотели приобрести в Америке, Дании, Израиле, ОАЭ, но изобретатель отказался. Высоко оценивали его шедевры искусствоведы. В музеях и художественных училищах просили сделать похожие станки, ускоряющие в десятки раз процесс создания изделий.
- Я видел, как студенты-скульпторы по драгоценному камню сидят и, глотая пыль, что-то вырезают вручную, - вспоминает изобретатель. - И подумал: сколько времени и здоровья они могли бы сберечь, будь у них такие станки.
Однако получить поддержку государства, чтобы выпустить серию станков в Украине, Гущину не удалось. Он мотался по стране, безрезультатно обивая пороги. А однажды в его харьковской квартире случился пожар. Жена Анатолия Михайловича погибла, а сам он переехал к родственникам в Краматорск, где стал заведовать кафедрой металлорежущих станков. С началом АТО ученому снова пришлось сорваться с насиженного места.
Гущин едва спасся из-под обстрелов. Вывезти удалось лишь один станок. Остальные разобрали на металлолом. Да и спасенному образцу досталось от мародеров: с него сняли двигатель и украли детали из цветных металлов. Восстанавливать пришлось целый год.
- Я поехал к сыну в Ильичевск под Одессой, - рассказал Гущин. - Через пару месяцев пошел в Политехнический университет, показал декану образцы, после чего меня буквально с улицы приняли доцентом на кафедру металлорежущих станков, метрологии и сертификации.
Рабочие места для незащищенных слоев
Гущин уверен, что его машины очень просты в эксплуатации и могли бы изменить жизнь к лучшему прежде всего социально незащищенных украинцев.
- Справиться с таким станком могут люди любого возраста и уровня образования, - говорит Анатолий Михайлович. - Даже люди с ограниченными возможностями. А продажа работ позволит получить доход среднеевропейского уровня.
Кстати, в отличие от западных разработок, механизмы Гущина обладают "инстинктом самосохранения" во время работы с особо твердыми материалами.
- Машина может выключиться и не работать притупившимся инструментом, - говорит ученый. - Но ломать изделия она не станет.
Задумался Анатолий Михайлович также над внедрением в жизнь разработки для безопасности передвижений и предложил создать компьютерно-механическую систему, которая спасала бы машину во время форс-мажора. Система должна будет принять управление на себя и принимать решения, учитывая влияние окружающей среды.
- К примеру, летя в тумане или увидев перед собой гору, система вынуждает самолет обойти препятствие, - рассказывает Гущин. - С помощью интеллекта, встроенного в механизм, она материализует идею спасения, отходя от программы, заданной человеком. Причем применить ее можно и в быту, управляя таким же способом стиральной машиной.
|
КСТАТИ
Не так давно о мастерстве ученого узнала правнучка великого Фаберже Татьяна. Анатолий Михайлович решил удивить родственницу знаменитости, отправив ей в Цюрих хрустальную икону своей работы. Поразившись тонкости работы, Татьяна предложила украинскому ученому сотрудничество по созданию копий шедевров Фаберже.
СПРАВКА "КП"
Механотpоника (в японском варианте "мехатроника") - новая область науки и техники, посвященная созданию и эксплуатации машин и систем с компьютерным упpавлением. Она базиpуется на знаниях в области механики, электpоники и микpопpоцессоpной техники, инфоpматики и компьютерного упpавления движением машин и агpегатов.