Загрузить еще

Мама стюардессы, застреленной террористами, 30 лет ждала кары для преступников

Мама стюардессы, застреленной террористами, 30 лет ждала кары для преступников
Фото: Надежда мечтала учиться на юриста. Поэтому автор портрета, нарисованного уже после ее смерти, изобразил девушку с книгами в руках. Фото: Личный архив

Это случилось 15 октября 1970 года. Террористы захватили пассажирский самолет и добились его посадки в Турции. Это был первый в СССР случай угона воздушного судна за рубеж. И впервые во время ЧП в воздухе погиб член экипажа - 19-летняя бортпроводница Надежда Курченко. Трагедия стала для всей страны не только потрясением, но и серьезным предупреждением: именно после нее в аэропортах начали досматривать багаж пассажиров, а пилотов и бортпроводниц инструктировать, как вести себя при захвате самолета. О своей отважной сестре "Комсомолке" рассказал брат погибшей стюардессы Александр Курченко.

Мечтала о подвиге

- Мы росли в Удмуртии, - вспоминает Александр. - Жили бедно. Когда мне было пять лет, а Наде десять, случилось несчастье: отец избил маму. Он, контуженный фронтовик, был неуравновешенным. Маму увезли в больницу, а отца - в милицию. Посадили. С тех пор мы его больше не видели. Надю отдали в школу-интернат, потому что на жизнь едва хватало. Но сестра никогда не унывала. Веселая, заводная. Училась хорошо, увлекалась спортом, любила стихи, особенно про войну. Мама вспоминала: посмотрев фильм о Зое Космодемьянской, Надя огорчилась, что не сможет стать такой же героиней. Мама тогда сказала: подвиги совершаются даже в мирное время. Как в воду глядела…

Окончив школу, Надежда уехала в Сухуми, где в аэропорту работал ее дядя. Сначала девушка служила в бухгалтерии аэропорта, а когда ей исполнилось 18 лет, перешла в бортпроводницы. 

- За пару месяцев до трагедии Надежда оказалась в экстремальной ситуации, - рассказала "КП" директор музея Надежды Курченко при школе юных летчиков в Ижевске Светлана Никитченко. - Во время полета в самолете начался пожар. Пилоты запросили экстренную посадку, сажали борт с одним работающим двигателем. А Надя, хоть и была сильно напугана, не показала вида. Успокаивала пассажиров, помогала их эвакуировать...  За выдержку командир вручил ей именные часы. 

Несостоявшаяся свадьба

В начале октября 1970 года в Сухумском авиаотряде обсуждали новость: Надя Курченко выходит замуж. Свадьба назначена на ноябрьские праздники. 

- В старших классах за Надей начал ухаживать Володя Борисенко, ее одноклассник, - объясняет брат Надежды Александр Курченко. - Он и стал ее женихом. Когда Надя уехала работать в Сухуми, Володя ее ждал. Они собирались пожениться. 

- Мы восстановили то, что произошло 15 октября 1970 года, по минутам, - говорит директор музея Светлана Никитченко. - Командир экипажа Ан-24 Георгий Чахракия, когда приезжал к нам, рассказывал: перед злополучным полетом он пожурил Надюшу: мол, почему не приглашаешь на свадьбу? "Приглашаю", - смутилась девушка.

"Комсомольская правда" подробно рассказывала о ЧП.

"Я обрадовался и закричал: "Ребята! На праздники гуляем на свадьбе!" А уже через час знал, что никакой свадьбы не будет", - вспоминал Чахракия.

Это был плановый рейс самолета Ан-24 по маршруту Батуми - Сухуми. В салоне - 44 пассажира, из них 17 женщин и один ребенок. Среди прочих на борт поднялись двое - мужчина средних лет с 15-летним сыном, Пранас и Альгирдас Бразинскасы. Сели на передние кресла, поставили сумки под сиденья. Вещи в то время почти не досматривались, и злоумышленники легко пронесли на борт пистолеты, обрез охотничьего ружья и гранаты.

В 12.40, через пять минут после взлета, на высоте 800 метров Пранас-старший, вызвал стюардессу и отдал конверт, потребовав передать его командиру экипажа. Внутри был листок с отпечатанным на машинке текстом:

"Приказ № 9:

1. Приказываю лететь по указанному маршруту.

2. Прекратить радиосвязь.

3. За невыполнение приказа - Смерть".

Инструкций, как вести себя в такой ситуации, в те годы стюардессам не давали. Что делать? Надежда, прочитав сообщение, осталась спокойной. Взбешенный реакцией девушки Пранас соскочил с кресла и ринулся к кабине пилотов. Его сын закричал: "Никому не вставать! Или взорвем самолет!" Старший распахнул куртку и показал закрепленную на груди гранату.

"Сюда нельзя, вернитесь!" - настаивала Надежда, преградив преступникам путь. И крикнула, предупреждая пилотов: "Нападение! Они вооружены!" Это были ее последние слова. Один за другим раздались выстрелы. Девушка упала.

Курс на Турцию

Убив стюардессу, бандиты вломились в кабину и потребовали лететь в Турцию. Палили по экипажу и в сторону пассажиров, чтобы удержать их на месте. Позже в обшивке насчитали 24 пулевые пробоины, лайнер чудом не получил серьезных повреждений. Самолет кидало из стороны в сторону - командир корабля заложил глубокий вираж, надеясь сбить преступников с ног. Одна из пуль попала ему в позвоночник.

- У меня отнялись ноги, - вспоминал Георгий Чахракия. - Я обернулся и увидел страшную картину. Надя без движения в крови на полу. Рядом лежал штурман Фадеев. А за спиной у нас стоял человек и, потрясая гранатой, выкрикивал: "Курс на юг! Слушаться, а не то взорвем самолет!"

Музей Надежды Курченко до сих пор работает в ее родной Удмуртии. Фото: из личного архива

Бандиты сорвали с пилотов наушники радио-связи. Топтались ботинками по раненым - бортмеханику Оганесу Бабаяну, лежавшему с простреленной грудью, и штурману Валерию Фадееву, получившему пулю в легкие. 

- С Фадеевым я после трагедии встречался, общался, - продолжает брат Надежды. - Он мне признался, что летчики обсуждали: может, взять и врезаться "Аннушкой" в скалу - отомстить этим сволочам за Надю? Но понимали: на борту пассажиры...

- Мы пытались сесть на советской территории, в Кобулети, но угонщик предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль, - рассказывал Георгий. - Я принял решение пересечь границу.

Аэродром в Трабзоне в Турции нашли визуально. Сделали круг и пустили зеленые ракеты, дав понять, что нужна свободная полоса.

Как только самолет приземлился, его сразу оцепили. Пока представители турецких властей не появились на борту, пассажиры и экипаж сидели под дулами пистолетов. Преступники беспрекословно сдались туркам. Выходя из салона, старший кулаком постучал по машине: "Этот самолет теперь наш!" Людей отвели в аэропорт, членам экипажа оказали медицинскую помощь. 

На следующий день всех пассажиров и тело Нади Курченко вывезли в Советский Союз. В госпитале Трабзона остался раненный в грудь штурман самолета, которому сделали операцию. Позже он тоже вернулся на Родину. Через несколько дней в СССР вернули и угнанный Ан-24. 

- После ремонта этот самолет долго летал с фотографией Нади на борту - она улыбалась со снимка всем пассажирам, - говорит Александр Курченко. - А члены экипажа все остались инвалидами и были списаны на землю.

Похоронили Надю Курченко в форме стюардессы в центральном парке Сухуми.

- Мама просила, чтобы дочь похоронили в Удмуртии, в родном Глазове, - вздыхает Александр. - Но ей отказали: мол, политически правильнее похоронить там, где Надежда работала. Двадцать лет мама ездила в Сухуми на могилу. Последний раз в 1989 году, когда началась война в Абхазии, уже стреляли. Тогда мама написала письмо на имя Горбачева с просьбой перевезти тело Нади на родину. И Надежду перезахоронили в Глазове.

- А что стало с женихом Нади Курченко?

- Володя погоревал, но потом женился. Уехал в Питер и живет там с семьей.

Угонщиков не выдали

- Нам приходили мешки писем со всего СССР, - продолжает Александр. - О Надежде писали в газетах, сняли фильм. Мама тосковала, часто плакала. Однажды пришел, а она повеситься решила на батарее, объясняла, что к Наде собралась. Я ее из петли вытащил… Ей не давало покоя то, что бандиты, убившие ее дочь, спокойно жили за рубежом.

Через месяц после трагедии обнародовали имена террористов. Бывший завмаг из Вильнюса Пранас Бразинскас в 1955 году был судим за растрату. Отсидев, он вышел и занял пост директора магазина. В 1965 году Пранас снова угодил под суд за хищения - на пять лет. Освободившись досрочно, решил бежать за границу. Мечты о зарубежном рае Бразинскас вложил и в голову своего 15-летнего сына. Вылетев в Батуми, литовец взял с собой оружие и сбережения - 6 тысяч долларов. 

Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас не стали за границей богачами - работали обычными малярами. Фото: youtube.com 

Сразу после угона СССР потребовал выдать преступников. Но Бразинскасы попросили политического убежища, и их судили в Турции. На суде они заявили, что захват был "политическим актом против советской оккупации Литвы", а стюардесса погибла "во время перестрелки с агентами КГБ". Пранаса приговорили к восьми годам тюрьмы, Альгирдаса - к двум. 

Гантеля в голову

В 1974 году оба преступника попали под амнистию и отправились в Канаду. На промежуточной посадке в Нью-Йорке они вышли из самолета и сдались миграционной службе США. Им предоставили разрешение на жительство. Отец и сын переехали в калифорнийскую Санта-Монику, где большая литовская диаспора. В 1983 году Бразинскасам выдали американские паспорта. 

- Все эти годы мама Надежды Курченко писала письма в разные инстанции с требованием судить преступников в СССР, - рассказывает директор музея Светлана Никитченко. - Ездила в американское посольство в Москве, однако получила вежливый отказ. 

Но "американская мечта" преступников не сбылась. Оба работали обыкновенными малярами и сильно нуждались. 

- Нам сообщили, что в 2002 году в пылу ссоры Бразинскас-младший забил своего 77-летнего отца гантелей, - продолжает директор музея Надежды Курченко. - Альгирдас получил 20 лет тюрьмы. Не знаю, насколько это стало утешением для мамы Надежды. Но по крайней мере она дождалась кары для убийц дочери. В 2010 году она ушла из жизни.

- Люди до сих пор помнят Надю, - говорит ее брат. - Вот на днях к дате ее гибели кто-то отреставрировал ее памятник, плитку мраморную на могилке положил. Даже не знаю, кто это сделал. Я пришел - увидел. Просто такой человеческий поступок.

Турки не хотели отдавать угнанный Ан-24. Говорят, Брежнев даже хотел отправить за ним отряд ГРУ. Но через несколько дней турецкие власти все же вернули самолет. Фото: Личный архив

КОМПЕТЕНТНО

Пронести оружие на рейс было легко

- Никакой особой подготовки для угона самолета у отца и сына не было, - считает контрразведчик Игорь Атаманенко. - В те годы в самолет заходили как в электричку, не было досмотров, никаких рамочек с металлоискателем. Преступники пронесли оружие и легко захватили борт. Кстати, после этого ЧП в аэропортах ввели досмотр пассажиров, стали заказывать рамочки. Были предприняты повышенные меры безопасности. Кстати, сначала Пранас Бразинскас планировал захватить корабль и морским путем попасть в Турцию. Но остановился на воздушном терроризме. Преступники были уверены в своей безнаказанности, полагая, что на чужой земле им ничего не будет.

Новости по теме: История терроризм