Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор Коцаба поделился с нами мыслями о наболевшем.
Несколько дней назад мы отмечали день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Эти имена знакомы каждому из нас. Но мало кто думал о том, что на самом деле они означают. Ведь в действительности это не столько имена в привычном смысле этого слова, сколько названия добродетелей. Почему же мудрая София назвала именно так своих детей?
Христиан преследовали за веру. Часто их вынуждали отказаться от Христа. Применяли к ним силу - били, издевались, мучили и в конце концов убивали. Император Траян советовал судьям применять по отношению к христианам смертную казнь. И выдержать все это мог только тот, у кого была очень крепкая вера.
Христиане знали, что их убьют. Нередки были случаи, когда их встречали сразу на выходе из храма и отводили на арену цирка, где или скармливали зверям, или просто отрезали головы. Но они знали, что смерть - это не конец, а вечности начало. Более того, они были уверены в том, что после мученической кончины каждому из них уготованы венцы в Царствии Небесном. У них была надежда.
Христиане чувствовали, что, отвечая злобой и ненавистью своим гонителям, они не станут лучше. Ведь на самом деле уничтожить другого человека может только тот, кто сам перестал быть человеком. А бороться с ненавистью и злобой может только тот, у кого еще жива любовь. Как, впрочем, и остаться человеком может только тот, кто умеет любить.
София назвала так своих детей для того, чтобы подчеркнуть важность этих трех добродетелей - веры, надежды и любви - для каждого христианина. И я думаю, что они важны как никогда и сегодня.
Но… Если бы София была нашей современницей, то, возможно, она выбрала бы и другие имена. Например, Смирение, Терпение и Прощение.
Мы все хотим мира, а значит, нам надо и смирение, то есть мир в душе - с Богом, с самими собой, с другими людьми.
У нас много проблем и забот, болезней и бед, а значит, мы нуждаемся в терпении.
И вокруг нас слишком много зла, победить которое можно только прощением.
Суть на самом деле не в именах, конечно. Суть - в добродетелях. А их всегда будет мало. Поэтому давайте сделаем так, чтобы добродетели становились не только нашей памятью, но и содержанием нашей жизни. Ведь без них мы ничем не будем отличаться от язычников.