Несколько раз в году паломники со всего мира съезжаются в деревню Куйбышево Котовского района под Одессой. На окраине села расположен один из самых загадочных храмов Украины - подземный монастырь "Райский сад".
Необычный памятник архитектуры скрывается под полем, засеянным пшеницей, над кельями растут деревья - если не знать, так и не найдешь. Несмотря на то что сейчас входы в подземный монастырь засыпаны землей, прихожане регулярно приходят к храму, чтобы помолиться. Верующие - так называемые иннокентьевцы - мечтают восстановить памятник архитектуры, но для этого нужно, чтобы строение взяли под охрану как объект культурного наследия.
Скрывались от гонений
История секты иннокентьевцев началась с некого Иоанна Левизора, родившегося в одном из молдавских сел Бессарабской губернии. В отрочестве Иоанн стал послушником в Добржском монастыре, а в мае 1908 года принял постриг в монастыре городка Балта Одесской области - наречен был иеромонахом Иннокентием. В духовных поисках стал странствовать по монастырям. Ортодоксальные священники поговаривали, что в свое время Иннокентий был изгнан из монастыря за "недостойное поведение в отношении особ женского пола". А вот последователи иеромонаха утверждают, что из-за праведного образа жизни, который он проповедовал, монахи недолюбливали его.
- Когда Иннокентий был совсем юным, то услышал голос над брошенной часовней, - поведала матушка Неонила Сафонова, служащая в местном храме. - Оказалось, ему явился образ самой Божьей Матери, напророчив монашескую судьбу.
Ходили слухи, что Иннокентий творил чудеса, получил благословение от самого Григория Распутина, а его проповеди на молдавском языке привлекли множество верующих в Бессарабии.
- Говорят, он мог предвидеть будущее и предотвращал непогоду, - рассказывает житель Куйбышево Демьян. - А после причастия на его проповедях якобы даже исцелялись немощные.
|
В секту новообразовавшихся иннокентьевцев валом валили люди. Приверженцам отец-основатель запрещал создавать семью, призывал бросить имущество, запрещал пользоваться медицинской помощью, регулярно пугал концом света, рассказывал о своих видениях, в которых якобы регулярно говорил с Иисусом Христом. Со временем последователи убедили себя самих в том, что Иннокентий - новый пророк, чуть ли не рожденный от Девы Марии в непорочном зачатии.
- В харизматичном наместнике Бога на земле видели угрозу, - рассказывает священник куйбышевской церкви отец Киприан. - Опасались, что религиозный деятель поведет за собой народ.
Чтобы изучить деятельность скандального проповедника, в Балту отправили комиссию Священного Синода. Тогда Иннокентий призвал прихожан отринуть официальную церковь и подобно первым христианам спуститься в катакомбы. Втайне от всех прихожане стали строить подземное укрытие, а чтобы его замаскировать, высадили деревья.
- В саду обустроили сарайчики, установили небольшую часовню, - рассказывает старожил Котовского района Афанасий Иванович. - Но иннокентьевцы редко там появлялись, все больше молились под землей.
Первое время Иннокентий сам контролировал стройку. Однако в 1910-х годах балтского "мессию" отправили на перевоспитание в Муромский монастырь.
Оставшись без лидера, иннокентьевцы продолжали строить подземный комплекс. А через пару лет кинулись вызволять арестованного Иннокентия. Верующие добились выдачи монаха. Но в Беларуси предводителя арестовали и отправили в ссылку на Соловки, где он покаялся и отрекся от учения.
Пещерам угрожают черные археологи
Иннокентий Левизор вернулся на родину в 1917 году после падения монархии и увидел буйствующую зелень над постройкой. Взглянув на засаженный растениями участок, предводитель назвал его "Райским садом". А потом заглянул внутрь: в пещерах длиной почти в три километра причудливо сплетались коридоры с кельями. Попасть внутрь можно было через гранитные входы, встроенные в садовую ограду. А в подземных лабиринтах размещался целый религиозный городок: почти девять десятков келий, складские, хозяйственные помещения и три церкви, одна - для женщин, другая - для мужчин, а третья - для Иннокентия.
- Внутри было немало дорогих вещей, встречались даже драгоценные иконы, - говорит отец Киприан. - Их приносили паломники из Бессарабии, Румынии, России, Югославии.
После революции новая советская власть продоложила гонения на секту. Чтобы раз и навсегда избавиться от иннокентьевцев, большевики заложили в открытые входы несколько взрывных устройств. После взрыва подземное убежище засыпало камнями. Сам Иннокентий не пострадал, но никто не знает, сколько прихожан было заживо погребено под землей.
Так до сих пор трехкилометровые лабиринты монастыря и стоят практически засыпанными. Раскапывать их не спешат: только недавно историки признали их культурную ценность. А государство и вовсе не задумывалось над тем, чтобы защитить строения от людей и обветшания. Раз святой город под землей не охраняется законом, то и восстанавливать его некому. Последователи секты, рискуя оказаться в каменной западне, сами организовали раскопки.
- Прихожане расчистили небольшой участок коридора, примерно метров двадцать, дальше копать не рискнули, - говорит иннокентьевец Дмитрий Аркадьевич. - Полностью освободили комнату на пятнадцатиметровой глубине. Получившуюся пещеру обустроили под часовню, подвесили под сводчатым потолком лампадку, расставили иконы. А чтобы никто не нашел, вход замаскировали колючим кустарником.
Остальные постройки так и стоят нерасчищенными. А над уникальным подземным сооружением возделывают пашню.
|
СПРАВКА "КП"
Иннокентьевцы выстроили 100 тысяч кв. метров подземных коммуникаций. Подземный монастырь мог вместить несколько тысяч прихожан одновременно. В катакомбах располагалось 89 келий и три церкви, свод одной из них достигал 15 метров в высоту. В мягкой глине прорыли коридор и облицевали его обтесанными камнями, а после покрыли штукатуркой.
Создатели не использовали цемента - каждый блок держится за счет собственного веса. Несмотря на то что монастырь под землей, в нем есть солнечный свет, льющийся из линз в потолке. Над монастырем на площади около 55 га верующие разбили "Гефсиманский" сад, где до сих пор сохранились еще те яблони. А наземная часть сооружения состояла из хозяйственных строений, часовен, кладбища, купели и колодца глубиной 52 метра.
КСТАТИ
Иннокентьевцы волнуются, что обитель не спешат вносить в государственный реестр. А ведь даже европейские архитекторы признают, что в Европе не сыщешь религиозно-архитектурного памятника, подобного "Райскому саду". Историческую ценность объекта подтвердил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Культурологи признают строение под землей уникальным наследием. Под землей сохранились рукописи и старинные свидетельства оригинального религиозного движения, представляющие историческую ценность.