У психологов есть такой термин - "синдром 7 сентября". Это когда ребенок, радостно ждавший начала учебы пол-лета, всего через неделю занятий начинает кукситься и жаловаться на плохое самочувствие.
К сожалению, это - норма для большинства первоклассников. Да и детей постарше иной раз этот синдром накрывает.
Таким образом дети реагируют на стресс от начала уроков. Ребенок не симулирует - он и в самом деле начинает плохо себя чувствовать именно в тот момент, когда надо идти на учебу или делать домашнее задание. Но стоит остаться дома или взять игрушки, как все недомогание тут же проходит!
Начала учебного года многие ждут с нетерпением - всем интересно увидеться со школьными приятелями и узнать, как у кого прошло лето. Но буквально через неделю - привет, рутина, давно не виделись.
Как помочь ребенку пережить сложный период, рассказывает детский психиатр Анна Портнова.
ДЕТСТВО С ПЕРВЫМ КЛАССОМ НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
- Анна Анатольевна, почему так получается: ребенок отдыхал целое лето, а через неделю учебы начинает жаловаться, что устал и не хочет в школу?
- Это психологическая реакция - ребенок может не сразу понять, что у него начинается взрослая жизнь и что от игр нужно перейти к сидению за партой и дисциплине. Это тяжело, у многих ребят возникает протест, они хотят обратно в детство. Когда схожая проблема возникает в середине года или в конце первого класса, это говорит о том, что ребенок не справляется с нагрузками, они для него чрезмерны. Обычно в этом есть вина родителей, потому что они перегружают ребенка в первом классе. И именно к концу первого класса дети начинают осознавать, что они крепко попали! И вся радость первоклассников улетучивается окончательно.
- Как же помочь ребенку влиться в учебный процесс?
- Это надо делать потихоньку. Многие родители, на мой взгляд, совершают серьезную ошибку. Они думают: если ребенок пошел в школу, то детство у него по большому счету должно заканчиваться. И нагружают его дополнительными занятиями. После школы ребенок идет в один кружок, потом в другой, третий. И в результате шесть дней в неделю он при деле! С одной стороны, это хорошо, он не болтается дома без дела. А с другой - если смотреть с биологической и психологической точки зрения, детство в этом возрасте еще не заканчивается. Оно длится лет до десяти по крайней мере. Ребенок должен развиваться не только интеллектуально и физически, но и эмоционально. Ему нужно играть, баловаться, общаться со сверстниками во внеучебной обстановке. И родителям стоит помнить о том, что их ребенок - по-прежнему маленький!
В ВОСЕМЬ ЛЕТ В ШКОЛУ РАНО?
- Если дети еще маленькие, может, мы зря со школой спешим? Может, надо ребят с восьми лет в первый класс отдавать, а не в шесть?
- Насколько ребенок готов к нагрузкам - это очень индивидуально. Сейчас дети вообще созревают гораздо позже. Очень многие и в восемь лет не готовы к школе. Бывает, ко мне приводят школьника - у него и знания хорошие, и интеллект, и речь развита. А психологически - дитя дитем! Ну не готов он еще к регулярным занятиям. И ему психологически очень тяжело учиться в этом плане.
- А как определить, готов ребенок к школе или нет?
- Я бы советовала определять это не по тому, как ребенок умеет читать, знает буквы или цифры, а по тому, насколько он зрел личностно. Готов он высиживать часы на уроках и вести себя дисциплинированно или нет? Если родители затрудняются с выбором и боятся что-то упустить, стоит обратиться к психологу. Он проверит не набор знаний, а именно эмоциональную и личностную готовность к школе.
ЛЮБИТЬ, ХВАЛИТЬ И ПОМЕНЬШЕ НАКАЗЫВАТЬ
- Как помочь ребенку побыстрее справиться со стрессом от начала занятий и войти в колею?
- Надо обязательно соблюдать режим! Нельзя допускать, чтобы ребенок засиживался за телевизором или компьютером допоздна. Вообще стоит ограничить количество времени, проводимого у экрана - от телефона до телевизора. И, конечно, нужно избегать перегибать палку! Не надо ругать ребенка за какие-то неуспехи. Наоборот, надо отмечать положительные достижения, чтобы у ребенка сформировались уверенность в себе, желание успешности, желание, чтобы его похвалили. Тогда это приведет к положительным результатам.
- Многие нервничают еще и из-за того, что класс новый, все ребята незнакомые. А подойти и начать разговор или попроситься в игру могут далеко не все.
- У детей сложности с контактом могут быть по самым разным причинам. Один ребенок очень застенчивый и неуверенный в себе. Другой, наоборот, слишком напорист и агрессивен, у него не ладится с детьми. Третий просто любит быть в центре внимания и не признает других авторитетов. Если родители видят, что ребенок приходит расстроенный и что-то не то, он не рассказывает, что происходит, или, напротив, жалуется на всех подряд, нужно постараться не принимать ту или иную сторону. Не надо обвинять во всем учителей или говорить, что ребенок сам виноват. Стоит начать разбираться с помощью профессионалов. Но слушать надо не опытных подруг, а хотя бы школьного психолога.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ