Вроде бы все очевидно: компьютер - дело нужное, без этого уже никуда. Но как сделать, чтобы компьютер не заменил ребенку реальный мир?
"…Даже не помню, когда все началось, - пишет нам Ирина из Киева. - Когда мой Миша пошел в первый класс, мы с мужем купили ему компьютер. Поначалу я не беспокоилась, что мой сын проводил вечера за играми. Другие во дворе до ночи бегают, а мой дома сидел, что лучше? Тем паче в школе он успевал. Но в 5-м классе впервые появились плохие оценки - он просто перестал готовиться к урокам. Я боюсь за его здоровье, потому что он не спит по ночам, плохо питается, а повлиять на это мы с мужем никак не можем. Я в отчаянии и не знаю, что нам делать!"
Машина - лишь инструмент
Похожими слезными историями родителей пестрят интернет-форумы. Что делать? Не покупать компьютер? Это не выход.
Если вы еще не приобрели для своего ребенка электронного друга, это все равно придется сделать. Но вместе с тем нужно отдавать себе отчет, что это приобретение возлагает на вас большую ответственность. Именно вы, а никто другой станете проводником своего ребенка в мир электронного разума. И именно вы формируете его модель поведения в интернете.
Мнение эксперта:
- Машина - лишь инструмент, а принятие решений о том, как его использовать, зависит от человека, - комментирует эксперт немецкой антивирусной компании GData Андрей Сокуренко. - Я сам молодой отец и решил: важно с детства приучать ребенка к сложной технике, но одновременно воспитывая у него правильное отношение к гаджетам. Делать это нужно с трехлетнего возраста, грамотно подбирая программы и приложения. В начале можно ограничиваться простейшими графическими приложениями, созданными для развития детской моторики. Но по мере взросления стоит использовать компьютер уже как средство познавания мира. При этом гаджет может служить дополнением к книгам. Когда настанет время идти в школу, малыш уже будет подготовлен к тому, чтобы использовать компьютер самостоятельно для учебы. Но папы с мамами должны знать, что все разработчики операционных систем и антивирусов обязательно закладывают в свои программы такую функцию, как "Родительский контроль". Настройте гаджет так, чтобы отпрыск не смог зайти на ресурсы, не предназначенные для его глаз, или не завел дружбу в какой-нибудь социальной сети с подозрительными личностями. Эти же программы позволят ограничить время пользования компьютером: вы можете настроить систему так, чтобы она сама выключалась минут через 15 - 20 (а дольше младшекласснику за компьютером делать нечего). Главное - дайте понять ребенку: компьютер - это инструмент получения знаний, а не развлечений
Бегство от семьи
"Для меня компьютер как дополнительная комната, в которой я могу спрятаться, - пишет на форуме 11-летний Ваня. - Родители все время ругаются… Я не могу сосредоточиться, расстраиваюсь… Надеваю наушники и играю в стрелялки, пока мама не загонит меня в постель. В выходные папа все время куда-то уходит, мама встречается с подругой или идет на аэробику. А я опять в компьютер. Иногда мне не хочется оттуда выходить".
Рассказ Вани (согласитесь, типичная история) - уже не только и не столько о культуре пользования. Это воззвание ко всем родителям - будьте со своими детьми, любите их, проводите с ними время, чтобы они не заполняли пустоту в своей жизни компьютерными играми и интернет-общением.
Мнение эксперта:
- В дошкольном детстве ребенок накапливает представления как о мире вещей, так и об отношении взрослых к их назначению. Перенимаются определенные модели поведения по использованию предметного мира, - говорит практикующий гештальт-психолог Лариса Сиднева. - Компьютерные технологии позволяют решать не только огромное количество задач, но и становятся источником огромного количества эмоций, создавая иллюзию удовлетворения тех потребностей, которые не могут по тем или иным причинам быть реализованы в реальной жизни.
Взрослым стоит знать, что жесткие запреты на использование ребенком компьютера не только обесценивают возможности, которые он позволяет реализовать. Они провоцируют у ребенка острое желание получить этот запретный плод любой ценой. А это уже само по себе создает у него предпосылки зависимого поведения.