Неуловимая улыбка Моны Лизы очаровала миллионы людей. Секрет создания этого эффекта стал главной загадкой мировой живописи. Но, похоже, Алессандро Соранцо и Майкл Ньюберри из Университета Шеффилда сумели разгадать код да Винчи.
- Все, кто разглядывал Мону Лизу в оригинале или в репродукции, замечали этот парадокс: ведь на самом деле она не улыбается, - уверяет Алессандро Соранцо. - Посмотрите на ее губы, они поджаты! Но стоит поднять взгляд выше и заглянуть в глаза госпоже Джоконде, как ты понимаешь, что она начинает тебе улыбаться.
В чем тут дело? Каким образом изображение на холсте начинает оживать? В портрете Моны Лизы Леонардо реализовал свою находку в области визуальной иллюзии, считают ученые...
Да Винчи является изобретателем техники сфумато: он открыл явление рассеивания света в воздухе и первым начал окутывать изображение в своеобразную дымку, которая размывала рисунок, смягчала цвет и контуры.
Исследователи решили поверить гармонию алгеброй и принялись изучать все портреты работы да Винчи, где он применял технику сфумато. Учитывая, что Леонардо считал себя прежде всего ученым и рисовал мало (доказано авторство лишь около двух десятков картин), таких образцов нашлось всего три. Это сама "Мона Лиза", "Прекрасная принцесса" и "Мадонна в гроте".
|
Психологи проводили серию тестов. В одних случаях они предлагали участникам фокус-группы разглядывать картины с разного расстояния. В других случаях закрывали героиням те или иные части лица черными квадратами и просили волонтеров описать впечатление от внешности героинь. А в третьем с помощью компьютерных эффектов размывали изображение до разной степени и участники эксперимента должны были рассказать, изменялось ли от этого их восприятие.
- В итоге мы поняли: для создания эффекта неуловимой улыбки да Винчи использовал особенности нашего периферического зрения, - убежден Алессандро Соранцо. - Мы отчетливо видим все детали, если они находятся в центре нашего взгляда. А объекты, которые оказываются на периферии поля зрения, искажаются. Да Винчи нашел способ оживлять изображения, изменяя форму рта и даже направление взгляда!
Трюк заключается в следующем. Возле губ Джоконды художник наложил тени. Стоит посмотреть Моне Лизе в глаза, как нижняя часть лица уходит в область периферийного зрения. Тогда тени зрительно становятся продолжением рта и уголки губ приподымаются вверх - появляется улыбка!
Уловка имеет продолжение: если вы опускаете глаза, то видите, как улыбка исчезает с уст Джоконды. Но при этом периферическим зрением замечаете, как женщина кокетливо отводит глаза в сторону! Этот эффект возникает благодаря тому, что да Винчи не пожалел красок, чтобы создать у края левого глаза теневое пятно. Именно оно позволяет Джоконде стрелять глазами.
Кстати, этим же самым приемом пользуются дамы каждое утро, когда красятся перед зеркалом: стрелки, нарисованные в уголках глаза, зрительно изменяют его форму.
После да Винчи оптические эффекты в живописи и фотографии использовали многие. Например Сальвадор Дали. Но вряд ли кто-то из них мог сравниться в этом искусстве с основателем жанра. Когда "Мону Лизу" подвергли рентгенологическому исследованию, выяснилось, что да Винчи был способен наносить множество слоев краски и лака (их сочетание давало глубину и объем) толщиной в пару микрон, но при этом общий красочный слой не превышал 30 - 40 микрон!