Пару лет назад раннее развитие было в моде. И родители всеми силами старались научить своих отпрысков писать-читать к четырем годам. В итоге в первый класс малышня приходила читающей, считающей, но совершенно морально не готовой к школе. Ведь школа - это и поведение, внимание, общение.
Когда мы с дочкой записались на курсы по подготовке к школе, учительница умоляла меня не отдавать ребенка в первый класс в 5,5. "Дело ведь не в буквах и цифрах, - говорила она, - для ребенка самое трудное в школе - высидеть несколько уроков, сосредоточиться на учебе. А в этом возрасте детки в школу играть приходят, а не учиться. В итоге, к пятому классу - полное отсутствие интереса к учебе. Лучше приводите в 6,5 или в 7".
Видимо, вода камень точит, и с каждым годом все меньше родителей стремятся обогнать физиологический возраст своих наследников. Все чаще в первых классах собирается компания семи-восьмилеток. Хотя, безусловно, бывает и такое, что к шести годам ребенок полностью дорос до первого класса, дома ему скучно, учиться нравится, и мозг уже жаждет подвигов.
Пока не поздно, стоит проверить, готов ли ребенок сесть за парту (см. "Конкретно"). Если поймете, что не готов, поговорите с учителем и дайте задний ход. Вернетесь через год, ничего страшного, зато сохраните и себе, и ребенку спокойствие.
А если ребенок готов - стоит перед школой с ним кое в чем потренироваться.
Действуйте по образцу и по правилам
Проверьте с помощью настольных игр, может ли ребенок выполнять правила. Если будущий школьник спокойно играет в настольные игры, выполняет задания, следует правилам и не кричит "я так не хочу, я по-другому буду играть", значит, все хорошо. Потому что, если малыш сейчас не следует правилам игры, в школе у него возникнет вопрос: почему я должен рисовать жирафа, когда хочу изобразить машинку? А впереди у него 11 лет правил и бескомпромиссных заданий.
Как развить это умение:
Задание не нравится
Не хочу, но надо! Этому надо научить - пусть ребенок через "не хочу" убирает игрушки. Определите круг обязанностей ребенка дома - чистить зубы без напоминаний, кормить хомяка. Если "не хочу" слишком громкое, постарайтесь обосновать, почему надо. В школе никто не будет слушать его "не хочу".
Зачем тебе в школу?
Если спросите у ребенка, зачем он идет в школу, сразу поймете, готов он или нет. Если чадо отвечает "чтобы поиграть с друзьями", сами понимаете, не учеба у него в голове. Если говорит "потому что вы с папой сказали, что пора", это тоже мотивация не школьная. Готовый к учебе школьник ответит "научиться...", "узнать много нового...". А зачем узнавать новое, вы можете легко показать своему ребенку - перед прогулкой прочитайте вместе, что едят белки, и покормите их. Перед походом в магазин объясните, из чего пекут хлеб. Да и вообще почаще рассказывайте, что считать, красиво писать и быстро читать научились в школе.
Основные проблемы в первые дни учебы:
Еще говорят, что детям уметь записывать задание не нужно - это тоже неправда. Иначе родителям первоклашек придется каждый вечер сидеть на телефонах и выяснять друг у друга, что задано. Буквы и цифры ребенок уже наверняка знает, можете их повторить - а большего для записи домашки и не нужно. Осилит накалякать: "с. 5, з. 1" (страница 5, задание 1) - и хорошо. Главное, чтобы ребенок знал, что это нужно указать в дневнике - и желательно на нужном дне недели и напротив нужного урока. Так что стоит показать ребенку, как собственно устроен дневник.
|
КОНКРЕТНО
А не рано ли в ученики?
Физиолог Марина Елагина подсказала нам, как определить биологический возраст ребенка:
Школьник должен безошибочно отличать животных от птиц, рыб. Раскладывать зверей на диких и домашних. Чтобы потренироваться, доставайте лото и домино с картинками.