Загрузить еще

Тест "КП": готов ли ваш ребенок идти в школу

Тест
Фото: Для первоклассника важнее не умение читать и писать, а способность следовать школьным правилам и общаться со сверстниками. Фото: Юлия КУЗНЕЦОВА/Фотобанк Лори

Пару лет назад раннее развитие было в моде. И родители всеми силами старались научить своих отпрысков писать-читать к четырем годам. В итоге в первый класс малышня приходила читающей, считающей, но совершенно морально не готовой к школе. Ведь школа - это и поведение, внимание, общение. 

Когда мы с дочкой записались на курсы по подготовке к школе, учительница умоляла меня не отдавать ребенка в первый класс в 5,5. "Дело ведь не в буквах и цифрах, - говорила она, - для ребенка самое трудное в школе - высидеть несколько уроков, сосредоточиться на учебе. А в этом возрасте детки в школу играть приходят, а не учиться. В итоге, к пятому классу - полное отсутствие интереса к учебе. Лучше приводите в 6,5 или в 7".

Видимо, вода камень точит, и с каждым годом все меньше родителей стремятся обогнать физиологический возраст своих наследников. Все чаще в первых классах собирается компания семи-восьмилеток. Хотя, безусловно, бывает и такое, что к шести годам ребенок полностью дорос до первого класса, дома ему скучно, учиться нравится, и мозг уже жаждет подвигов. 

Пока не поздно, стоит проверить, готов ли ребенок сесть за парту (см. "Конкретно"). Если поймете, что не готов, поговорите с учителем и дайте задний ход. Вернетесь через год, ничего страшного, зато сохраните и себе, и ребенку спокойствие. 

А если ребенок готов - стоит перед школой с ним кое в чем потренироваться.  

Действуйте по образцу и по правилам

Проверьте с помощью настольных игр, может ли ребенок выполнять правила. Если будущий школьник спокойно играет в настольные игры, выполняет задания, следует правилам и не кричит "я так не хочу, я по-другому буду играть", значит, все хорошо. Потому что, если малыш сейчас не следует правилам игры, в школе у него возникнет вопрос: почему я должен рисовать жирафа, когда хочу изобразить машинку? А впереди у него 11 лет правил и бескомпромиссных заданий. 

Как развить это умение:

  • Вам в помощь игры-бродилки, когда мы кидаем кубик и делаем ходы. И есть правила игры.
  • Занятия вместе с родителями. Убираетесь - дайте малышу маленькую швабру или позвольте пылесосить, как вы. Делайте из пластилина одинаковые фигурки, рисуйте одинаковые рисунки. Ведь у всех общее задание (как будет в классе)!

Задание не нравится 

Не хочу, но надо! Этому надо научить - пусть ребенок через "не хочу" убирает игрушки. Определите круг обязанностей ребенка дома - чистить зубы без напоминаний, кормить хомяка. Если "не хочу" слишком громкое, постарайтесь обосновать, почему надо. В школе никто не будет слушать его "не хочу".

Зачем тебе в школу?

Если спросите у ребенка, зачем он идет в школу, сразу поймете, готов он или нет. Если чадо отвечает "чтобы поиграть с друзьями", сами понимаете, не учеба у него в голове. Если говорит "потому что вы с папой сказали, что пора", это тоже мотивация не школьная. Готовый к учебе школьник ответит "научиться...", "узнать много нового...". А зачем узнавать новое, вы можете легко показать своему ребенку - перед прогулкой прочитайте вместе, что едят белки, и покормите их. Перед походом в магазин объясните, из чего пекут хлеб. Да и вообще почаще рассказывайте, что считать, красиво писать и быстро читать научились в школе.

Основные проблемы в первые дни учебы:

  • Они часто теряют свои вещи, не умеют складывать все на места. Играя, потренируйтесь справляться с этими трудностями. Складывать вещи в портфель и не забывать про сменку. Кстати, пусть обязательно потренируется переобуваться. 
  • Дети не могут записать домашнее задание. И хотя говорят, что домашнего задания в первом классе нет, на самом деле оно есть.

Еще говорят, что детям уметь записывать задание не нужно - это тоже неправда. Иначе родителям первоклашек придется каждый вечер сидеть на телефонах и выяснять друг у друга, что задано. Буквы и цифры ребенок уже наверняка знает, можете их повторить - а большего для записи домашки и не нужно. Осилит накалякать: "с. 5, з. 1" (страница 5, задание 1) - и хорошо. Главное, чтобы ребенок знал, что это нужно указать в дневнике - и желательно на нужном дне недели и напротив нужного урока. Так что стоит показать ребенку, как собственно устроен дневник. 

Фото: Михаил ФРОЛОВ

КОНКРЕТНО 

А не рано ли в ученики? 

Физиолог Марина Елагина подсказала нам, как определить биологический возраст ребенка:

  1. Вспомните свои первоклассные фотографии - на линейке полно беззубых улыбок. Именно в начальной школе у малышни меняются молочные зубы. По мнению физиологов, если у ребенка не началась смена молочных зубов, то, скорее всего, его биологический возраст меньше, чем паспортный. Кстати, в средние века в Китае и Японии смена зубов у ребенка означала, что он "вошел в разум".
  2. Есть еще так называемый филиппинский тест (см. фото). Попросите ребенка закинуть одну руку через макушку головы, и, если он сможет дотянуться до мочки уха с противоположной стороны, скорее всего, он биологически зрелый и готов к школе. Длина руки показывает, что произошел так называемый полуростовой скачок. Это очень важно. Ведь если ребенок не прошел такой скачок, это говорит о незрелости мозга, обменных процессов и низких возможностях приспособиться к новым нагрузкам. А нагрузки его ждут нешуточные.
  3. Проведите тест: положите перед ребенком задание "лабиринт" или "путаницу". Смотрите: если ребенок водит по дорожкам лабиринта карандашом или пальцем, значит, у него пока еще наглядно действенное мышление ДОшкольника. Если же следит за лабиринтом одними глазами - значит, уже сформировалось мышление, соответствующее первоклашке и в школу путь открыт.
  4. Умеет ли классифицировать?

Школьник должен безошибочно отличать животных от птиц, рыб. Раскладывать зверей на диких и домашних. Чтобы потренироваться, доставайте лото и домино с картинками.

Новости по теме: образование 1 сентября