Шмон по полной программе
Кто хоть раз летал, процедуру знает. Сначала - рентген багажа на входе в аэропорт. Потом - после регистрации на рейс - надо разуться, снять куртку или пальто, вынуть из штанов ремень, снять часы, избавиться от мобильника, сигарет и пройти через звенящую рамку.
Кстати, припомните, не случалось ли вам обнаруживать выданные вместо ботинок синенькие бахилы уже в отеле по прилете? Или в самолете, ощутив странный жар в нижних конечностях? Со многими такое бывало - забывали снять.
Еще необутых пассажиров обыщут вручную путем ощупывания. А ручную кладь еще раз пропустят через рентген. И, конечно же, у вас отберут пузырьки, бутылочки, баночки, не сданные в багаж и по недомыслию оставленные в ручной клади. Исключение составят лишь покупки, сделанные в магазинах беспошлинной торговли и там же упакованные.
А еще вас лишат колющих и режущих предметов вроде пилочек для ногтей, маникюрных ножниц, циркулей и рейсфедеров.
Для всего отобранного добра существуют огромные ящики. И они всегда полны. Стало быть, хватает людей, принудительно лишенных воды, выпивки, одеколонов, духов, шампуней, кремов от морщин, увлажняющих или солнцезащитных порою весьма дорогих. И кто от этого становится счастливее? Работники аэропорта, которые вряд ли отправляют конфискат прямиком на помойку? Или пассажиры, якобы избавленные от риска быть взорванными и зарезанными пилочкой для ногтей на борту самолета? И вообще спасает ли шмон от террористов? Ведь очевидно, что затеян он исключительно ради них.
Бинарный заряд - страшная штука
Обыски слегка раздражают. А конфискация сильно огорчает. Вплоть до возмущенных криков: «Как я шампунем самолет взорву?!» Неужели в самом деле реально?
- Вообще-то на борт можно брать жидкости, - говорит эксперт по авиационной безопасности Виктор ТИМОШКИН. - Но при нескольких условиях. Во-первых, объем флакончика не должен превышать 100 мл. Во-вторых, таких флакончиков не должно быть больше 10 штук. В-третьих, они должны быть упакованы в специальные пакеты. И, наконец, доставать из пакета ничего нельзя.
Кстати, в российских аэропортах, как правило, пакетики для упаковки пузырьков можно получить в зоне досмотра. В иностранных - до нее. Выйти за пакетиком уже нельзя. Итог: расставание с пузырьками. Но какая разница, упакованы они или нет? Никакой, полагает эксперт-химик.
- Смешав две вполне нейтральные жидкости, можно получить взрывчатку, - пояснила «Комсомолке» замдекана физико-химического факультета МГУ Людмила ГРИГОРЬЕВА. - Так называемый бинарный заряд. Причем изготовить его можно прямо на борту самолета. В этом, думаю, и состоит смысл ограничений по объему. Мол, из 10 пузырьков по 100 миллилитров каждый - литра в общей сложности - много взрывчатки не получится. На самом деле получится. Все зависит от смеси, которую террорист хочет изготовить. Литр «хорошей» взрывчатки грозит весьма сильным взрывом и разгерметизацией салона. Так что требование не проносить на борт флакончики маленькой вместимости по сути никак не работает на безопасность. Уследить же за тем, чтобы пассажир не вскрывал пакет, в который флакончики упакованы, вряд ли возможно.
А представьте, что злоумышленник не один. На двоих у них уже 2 литра «сырья», на троих - три. Смешивай и взрывай? Да если просто вылить на пол три литра керосина и поджечь - мало не покажется.
Нет, все эти псевдострогости с пузырьками - профанация какая-то. Бессмысленная. Отбирать их надо безоговорочно. Тогда будет смысл.
РАСПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ
Что можно взять на борт
Термометр медицинский - один на пассажира.
Тонометр ртутный в стандартном футляре - один на пассажира.
Барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой.
Одноразовые зажигалки - одна на пассажира.
Сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов - не более 2 кг на пассажира.
3-процентная перекись водорода - не более 100 мл на пассажира.
Жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным, в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет размером 18Х20 см на пассажира. (Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично).
Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, - если они упакованы в надежно запечатанный пластиковый пакет и есть чек, подтверждающий факт покупки.
Лекарства, детское и диетическое питание.
СЕМЬ НАИВНЫХ ВОПРОСОВ ОБ АВИАПЕРЕЛЕТАХ
Зачем нас заставляют проходить через пищащую рамку?
Эта рамка - металлоискатель. Она способна обнаружить нож, пистолет и другое оружие. Но бывает, что рамка пищит на золотые зубы и ювелирные украшения. Одна девушка рассказывала, что ее заставили разгрузить тело - пупок и прочие места от пирсинга.
А вот на пластиковую взрывчатку или наркотики рамка не запищит. Эти вещества при досмотре пассажиров выявляет специальный прибор - газоанализатор. Он, как правило, незаметен и устанавливается недалеко от металлоискателя.
Почему нас заставляют снимать ботинки?
Скажите спасибо «обувному террористу» Ричарду Рейду. 22 декабря 2001 года он пронес в самолет, следующий из Парижа в Майами, пластиковую взрывчатку. Она была... в каблуках ботинок. Фанатик пытался взорвать ее, запалив бикфордов шнур. Камикадзе скрутили, но с тех пор в аэропортах всех цивилизованных стран пассажиров заставляют ставить обувь на специальный сканер, чтобы проверить, нет ли чего в подошве.
Возникает, правда, вопрос о назначении газоанализатора. Раз ботинки проверяют отдельно, то он ничего там не унюхивает. Пассажиров же обыскивают. Наверное, газоанализатор полезен при досмотре чемоданов, отправляемых в багаж. А зачем он нужен при личном? Что вынюхивает? Ответа нет.
Зачем отбирают маникюрные ножницы?
Ныне считается, что любой острый предмет в опытных руках - страшное оружие. Поверить в это заставили террористы, захватившие «Боинги» для атаки на США. Они напали на членов экипажа, вооружившись ножами для резки картона.
Кстати, в одном из американских фильмов было показано, как герой убивает противника, полоснув ему по горлу кредитной карточкой. И по крайней мере в Великобритании возникала такая идея - изолировать во время полета сами карточки от их пользователей. Предлагалось поступать с бумажниками, содержащими документы, и кредитками, как с пузырьками, - упаковывать их в опечатанные пластиковые пакеты. Но пока дело до этого не дошло. А может и дойти.
Кто и за чей счет нас досматривает?
Пассажиров и их багаж проверяет САБ - Служба авиационной безопасности - и сотрудники транспортной милиции. САБ - структура частная, но имеет государственную лицензию. Платит сабовцам аэропорт. Аэропорту, в свою очередь, платят авиакомпании, заключившие договор на обслуживание. А авиакомпаниям платим мы, пассажиры, купившие билет. Так что за досмотр в итоге платим мы сами! И за средства безопасности в аэропортах - сканеры, газоанализаторы, металлоискатели и прочую технику - тоже мы.
Почему при взлете/посадке запрещают говорить по мобильнику?
Считается, что радиосигнал, поступающий от включенного мобильного телефона, может повлиять на работу важнейших навигационных систем самолета. Ведь излучение некоторых мобильников попадает в частоты, используемые приемниками глобальной системы навигации - GPS.
- Вы звоните, и самолет может сбиться с курса или повести себя самым неожиданным образом, - объясняет Виктор ТИМОШКИН. - Особенно опасно говорить по мобильным телефонам, когда самолет летит ночью или в сплошной облачности, когда ориентироваться можно только по приборам.
Такова теория. На практике же из-за мобильника случилась лишь одна авиакатастрофа. 10 января 2000 года недалеко от Цюриха потерпел крушение самолет компании Crossair. Авария произошла вслед за тем, как один из пассажиров получил SMS, а потом позвонил. После этого навигационные приборы и системы управления стали выдавать неправильные данные. И самолет рухнул.
В прошлом году концерн Airbus начал комплектовать свои самолеты системой OnAir. Она защищает антенные устройства самолета от сигналов мобильных телефонов. OnAir позволяет использовать на борту мобильники и коммуникаторы (телефон + компьютер) в стандарте GSM.
Пока же все крупнейшие авиакомпании мира запрещают пассажирам разговаривать в полете по мобильнику. Хотя чисто технически такая связь возможна. Чтобы телефон работал, он должен быть на расстоянии не более 50 км от антенны сотовой связи - при условии прямой видимости. Поэтому, когда самолет пролетает над городом, позвонить реально. Связь, впрочем, не всегда получается надежной из-за высокой скорости самолета. А вот при наборе высоты и посадке дозвониться куда проще, так как скорость и высота, на которой находится самолет, меньше.
Опасны ли для здоровья всякие штуки, сквозь которые мы проходим?
- Не стоит считать аппаратуру в аэропортах опасной для здоровья, - говорит Олег ГРИГОРЬЕВ, директор Центра электромагнитной безопасности, кандидат биологических наук. - Безвредны и традиционные рамки, и новый сканер, установленный в аэропорту «Домодедово».
Специальных исследований на эту тему, насколько мне известно, нет. Но все это оборудование работает на очень высоких частотах, на которые организм человека почти не реагирует. А главное даже не в этом: пассажир проводит внутри аппаратуры несколько секунд. За такое короткое время просто нереально получить ощутимое воздействие. Кстати, вся подобная техника для аэропортов импортная и у нас проходит сертификацию на предмет безопасности для обслуживающего персонала, который проводит рядом с ней весь день.
Для чего сотрудники службы безопасности пристают с беседами?
С пассажирами не праздно беседуют, а проводят так называемый профайлинг - выборочный опрос. Доверяют его специально обученным психологам. Цель: по внешнему виду пассажира и его ответам на определенный вопросы распознать террориста.
УТОЧНЕНИЕ
В материале «Лучшие места - у аварийного выхода, самые неприятные - в хвосте у туалета» от 31 июля 2008 мы допустили небольшую неточность. В материале указывалось, что услугу онлайн-регистрации (онлайн-check-in) компания «Трансаэро» ввела лишь на некоторых рейсах (из Москвы в Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург). На самом деле эта услуга действует на все рейсы авиакомпании из Москвы во Франкфурт-на-Майне, в Берлин (аэропорт «Тегель»), Тель-Авив, Вену, Алма-Ату, Астану, Киев (аэропорт «Борисполь»), Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ташкент. Соответственно и из этих городов в российскую столицу. Приносим извинения за допущенную неточность.
ИТОГО
Многочисленные опросы, проведенные в разных странах, показывают: ради безопасности большинство людей готовы терпеть многое. Приветствуют они и внедрение новой, более совершенной техники. А насчет пузырьков надо все-таки что-то думать. И внести во взаимоотношения с ними хоть какую-то логику. Тем более что еще в прошлом году депутаты Европейского парламента признали: использование рентгена на пунктах досмотра в аэропортах не позволяет выявить наличие взрывчатки в жидкостях. То есть в тех самых пузырьках.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Не пищит, но показывает
Ныне в аэропорту «Домодедово» можно было бы не обыскивать, не выдергивать из штанов ремни и не заставлять снимать обувь. Такую возможность дает установленный здесь сканер последнего поколения SafeScout100. Он позволяет обнаружить скрытые на теле человека предметы из металла, дерева, пластмассы и других материалов. Антенны, расположенные в досмотровой камере, посылают и принимают миллиметровые волны. Они отражаются от кожи человека и с помощью компьютера «рисуют» картинку - где у тебя что спрятано. Каждое сканирование занимает примерно 2 секунды. Еще 8 уходит на анализ полученных данных. Излучение сканера в несколько тысяч раз меньше, чем у мобильного телефона за 1 секунду разговора.
А какие истории с вами происходили во время досмотра в аэропортах? Поделитесь с Никитой Мироновым на сайте.