22 декабря
Загрузить еще

Древние люди не знали синего цвета: Одиссей плавал по фиолетовому морю и ел зеленый мед

Древние люди не знали синего цвета: Одиссей плавал по фиолетовому морю и ел зеленый мед
Фото: Современные ученые считают: древним грекам не хватало синих колбочек в глазах - потому они синего цвета просто не видели.

Наши предки были дальтониками?

Пользователи удивляются, что живший в восьмом веке до нашей эры Гомер - автор "Илиады" и "Одиссеи", - описывая море, сравнивал его цвет с цветом темного вина. Чудеса...

Ходят слухи, что Гомер был слепым и имел о цветах самое смутное представление. Но доказано, что это заблуждение, которое спровоцировали бюсты поэта, глаза на которых выглядели незрячими. Но в Древней Греции все бюсты были такими. Но отнюдь не все греки были слепыми. Может быть, поэт был дальтоником? Вот это не исключено. Но синий цвет, в который моря, как мы видим, ныне окрашены, был неведом и другим авторам. И не только древним грекам. Его не поминали и жившие в одно время с ними китайцы, индусы, японцы, иудеи. Даже северные исландцы. Слово "синий" вообще не существовало в их языках. Это еще в позапрошлом веке обнаружили философы, изучавшие связь языков с восприятием.

Вот что, к примеру, писал немецкий исследователь Лазарь Гейгер о гимнах древних индусов: "…едва ли что-нибудь описывается в них чаще, чем небеса... Но есть одна вещь, о которой невозможно узнать из этих описаний. Это то, что небо синего цвета".

Нет слова - нет и краски

Большинство исследователей полагают, что отсутствие соответствующих слов в языках наших предков прямо свидетельствует об их искаженном цветовом восприятии. Мол, не было необходимости описывать то, что никто не видел. И феномен, скорее всего, реально существовал. Есть даже гипотеза, объясняющая его природу.

- Человек воспринимает цвет в виде ощущения, - объясняет офтальмолог Илья Огородников. - Оно возникает, когда в глаз попадают лучи света. Но глаз устроен так, что одни и те же лучи могут вызвать разные ощущения у разных людей. И они увидят разные цвета. Несмотря на то, что анатомическое строение зрительных органов у людей одинаковое. Современные люди в этом смысле ничем принципиально не отличаются от древних.

Но почему все-таки мы различаем синий цвет, а предки нет? Опять же дело в строении глаза, полагают ученые.

Ощущение цвета в мозге создают светочувствительные рецепторы сетчатки глаза - те самые колбочки, о которых нам рассказывали еще в школе. У людей - три вида колбочек. Одни реагируют на красный цвет, другие - на зеленый, третьи - на синий. Мы - так называемые трихроматы. Как пиксели экранов цветных телевизоров.

Если все колбочки функционируют примерно с одинаковой силой, то человек одинаково четко различает все цвета спектра. Но такого в реальной жизни почти не бывает - каких-то колбочек больше, каких-то меньше. А это меняет восприятие, делая его индивидуальным. В результате люди до хрипоты спорят, какого цвета, скажем, было платье на картинке, которая недавно взбудоражила интернет. Одни видели его золотистым, другие - почти черным, а третьи - синим. И каждый, получается, был по-своему прав.

У наших же предков восприятие было искажено очень сильно. Ни один древний грек не назвал бы то самое платье синим. Потому что они, предки, видимо, почти поголовно были дальтониками. То есть не различали определенные цвета. Подобный недуг распространен и в современном обществе - люди, которые не воспринимают так называемые основные цвета - либо красный, либо зеленый, либо синий - видят мир иначе, чем "полноцветные". У тех, у которых проблемы с синим, мало синих колбочек. Этот вид дальтонизма называется "тританонопическая дихроматия", или "тританомалия". А вызывает ее мутация в 7-й хромосоме.

Кстати, Гомер считал, что мед зеленый. Такое восприятие желтого цвета свойственно многим тританомальщикам.

По какой причине возникла мутация, неизвестно. Но со временем она исчезла у большинства землян. 

Гомер не сомневался, что мед зеленый. Какими он видел пчел, история умалчивает. 

ЦИТАТА ИЗ ГОМЕРА

"Его крутобокий корабль, виноцветным морем от знойной Тринакрии плывший, Зевес и блестящий Гелиос громом разбили своим".

("Одиссея", перевод В. Жуковского.) 

КСТАТИ

Черно-белое кино

Лазарь Гейгер также обнаружил удивительную закономерность: первым делом в любом языке появляются слова, обозначающие белое и черное. Потом - красное, потом зеленое, потом желтое, или наоборот: сначала желтое, потом зеленое. Слово "синий" возникает почему-то последним.

Может быть, таков порядок становления цветного зрения? Почти как в кино? Или в телевидении? Сначала черно-белое, потом цветное? Сначала без синего цвета, потом с ним.

Вот только не у всех землян эволюция шла таким образом. В Намибии живет довольно многочисленное племя химба, члены которого до сих пор не знают синего цвета. И, как Гомеры, никак не отличают его от зеленого.  Ученые показывали мужчинам и женщинам племени квадратики одинакового размера - 10 зеленых и 1 синий. Химба его не находили.

Этот график демонстрирует долю синих и голубых тонов в живописных полотнах. За 200 лет она заметно возросла. А доля оранжевого цвета уменьшилась.

В ТЕМУ 

Оранжевое небо

Увы, проверить гипотезу невозможно: не сохранились древние глаза, в которых можно было бы пересчитать колбочки. Но ей недавно нашлось косвенное подтверждение.

Психолог, выпускник Каролинского института (Стокгольм, Швеция) Мартин Беландер не ставил цель что-либо доказать или опровергнуть. Ему зачем-то захотелось определить, краску какого цвета художники используют больше других. Для этого он просканировал 94 526 картин, написанных за 200 лет - в период с 1800 по 2000 год. И оказалось, что преобладающий в них цвет - оранжевый. То есть еще не столь уж давно у людей не было большой потребности в синем цвете. Хотя некоторые художники его все-таки использовали, а созерцатели соответственно различали эту часть спектра.

Но самое удивительное: живописцы постепенно уменьшали оранжевую тональность, а долю синей увеличивали. Особенно заметно тяга к синему цвету в полотнах стала нарастать с начала прошлого века.

Кто знает, может, тогда - в начале прошлого века - люди активнее стали избавляться от мутации, которая затрудняла правильное восприятие. Тем не менее оранжевый цвет остается доминирующим и ныне. Невелика в работах и доля зеленого цвета. Мартин на всякий случай проверил, не дороже ли были синие и зеленые краски, чем оранжевые, красные и желтые. Разницы не обнаружил. Стало быть, и тут дело, скорее всего, в физиологии.

Новости по теме: ученые Исследования