"У берегов Швеции обнаружили российскую подводную лодку!" - запестрели заголовками европейские сайты. Сначала испугались. Но потом поняли, что это не военные действия, а редкая находка. Ведь субмарине уже больше века!
100 лет и не дашь
Специальная команда шведов каждое лето прочесывает прибрежные воды в поисках затонувших судов. Они-то и обнаружили субмарину с помощью глубоководного аппарата. Причем сначала решили, что она современная - так хорошо выглядел корпус.
Ныряльщики сообщили о находке военным. Те - журналистам, которые сразу раздули панику: найдена та самая русская мини-подлодка, за которой гонялся весь шведский флот в прошлом году (ее якобы видели в одной из бухт, но потом она как в воду канула).
Однако скандал мигом сошел на нет, потому что сами ныряльщики предоставили кадры, где на борту находки отчетливо читалось название "СомЪ" с дореволюционной русской буквой "ер".
- Я был в восторге! - радуется глава поисковиков Ocean X Team Деннис Асберг. - Корабли в море находят часто, другое дело - подводные лодки. Да еще времен Первой мировой войны. Субмарин в то время были единицы.
Сопоставив кириллицу на корпусе и уникальность находки, шведы уверились: на дне лежит именно родоначальник лодок проекта "Сом". Которая к тому же великолепно сохранилась. В Балтийских малосольных водах вообще благоприятная обстановка для естественной консервации затопленных судов, даже деревянных, - нет морского червя.
- Сомнения, конечно, еще есть, но развеем их, когда поднимем субмарину на поверхность, - говорят шведы. - Сейчас уже прорабатываем детали операции. Но процесс небыстрый.
Внешних повреждений на корпусе практически нет, все люки плотно закрыты. Это значит, что вода не попала в отсеки и все могло сохраниться в идеальном состоянии не только снаружи, но и внутри: вся техника, документы, вахтенные журналы...
- Я получил много писем, где нас критикуют, что мы поспешно делаем выводы, - признался Асберг. - Я с таким мнением полностью согласен. Мы не можем говорить наверняка, основываясь только на фотографиях с дистанционного аппарата. Поэтому давайте дождемся подъема субмарины. Если наши догадки подтвердятся, то будем искать потомков погибших подводников.
Гуляет красотка - подводная лодка
Эту мини-подлодку проекта "Сом" построили в Америке по проекту инженера Джона Филипа Голланда в 1901 году. Далее тайно ее доставили в Россию на доработку. Усовершенствовали на Невском судостроительном заводе в Петербурге. Причем в условиях такой секретности, что современным спецслужбам даже и не снились: работы велись в закрытых ангарах, рабочим оформляли специальные допуски, испытания проводили только по ночам. В России она была такая одна.
Потом субмарину отправили воевать. Шла Русско-японская.
- До Владивостока она добиралась на поезде, - рассказал "Комсомолке" начальник отдела хранения информации Российского государственного архива Военно-морского флота Алексей Емелин. - Там ее вывели в море на боевую службу. И она действительно отличилась. Пошла в атаку не на какое-то там грузовое судно, а на современный японский эсминец! До этого экипажи лодок так никогда не рисковали. Впрочем, японцы так испугались, что предпочли сбежать. Так что до боя дело даже не дошло.
Есть нюанс - лодка этого проекта была, мягко говоря, не инновацией. И в реальном бою, скорее всего, погибла бы. Но японские моряки этого не знали.
- Субмарина была устаревшей уже в момент ее создания. Вести бой с таким вооружением не могла. Одна торпеда в цель - и сразу "бежать", - говорит Алексей Емелин. - Так что вся эта завеса тайны на доработке и испытаниях была лишь фикцией.
Зато в разведке "Сом" был неплох, хотя экипажу приходилось терпеть тесноту и духоту (это стало причиной перевода всех остальных подлодок серии в ранг учебных сразу после выпуска - на действительной военной службе остался только прототип).
К началу Первой мировой субмарину перекинули на Черное море, где экипаж занимался боевым патрулированием. А потом на Балтику. Там "Сом" и погиб при столкновении с шведским пароходом "Ангерманланд".
Тайна балтики
- Однако история с пароходом - это лишь официальная версия гибели "Сома". И основана она исключительно на позиции шведского правительства, - утверждает Алексей Емелин.
Показания давал капитан парохода. Он утверждал, что заметил перископ над водой, потом он начал резко приближаться, подлодка врезалась в левый борт корабля. Сама.
- Очень странная история. Конечно, мог командир лодки не рассчитать расстояния и столкнуться по случайности, но время тогда было такое, что верить этому я бы не стал, - поясняет Емелин. - Есть вероятность, что это "Ангерманланд" пошел на таран. С учетом разницы в размерах это могло произойти запросто.
Специалисты из Ocean X Team тоже сомневаются в том, что лодка погибла по ошибке. И готовятся к исследованиям корпуса, которые спустя век откроют тайну ее гибели.
|
КОМПЕТЕНТНО
Председатель петербургского Клуба моряков-подводников Игорь КУРДИН:
- Такие находки всегда интересны. Но меня настораживает внешний вид подлодки, которая слишком хорошо сохранилась за сто лет. Я видел много материалов обследования подлодок, погибших гораздо позже. У всех корпуса полностью обросли. А эта субмарина - как новая. К тому же по имеющимся кадрам нельзя точно установить, какой это тип подводной лодки. Можно только сказать, что к России она отношение имеет. И то только из-за кириллицы на борту.
СПРАВКА "КП"
Подводные лодки времен Первой мировой войны действительно находят очень редко. У берегов Великобритании в июне 2013 года обнаружили целое кладбище немецких подводных лодок.
В 2014 году Эстония заявила, что у берегов острова Хийумаа наткнулись на уникальную российскую подводную лодку "Акула", которую создали в Кронштадте. Но последний случай до сих пор не подтвержден, субмарина пострадала от взрыва мины, корпус довольно сильно поврежден.