Днестровские мели - не помеха
Легкий и маневренный корабль "Юрий" как будто сошел с иллюстраций к повести о приключениях Тома Сойера.
Судно уже используют и не нарадуются жители Прикарпатья, Тернопольщины и Львовщины. Оно бороздит речные просторы Днестра. Создал корабль - львовский медик Юрий Шпицер.
Однажды изобретатель отправился в путешествие на байдарках по Днестру и понял, что таким же, как и он, экстремалам явно не хватает здесь комфорта. И решил построить корабль-внедорожник, который с легкостью пройдет мели Днестровского каньона и при этом будет комфортным для туристов: с электричеством, доступом к вайфай, горячей водой и удобной кроватью.
- Днестр до 60-70-х годов прошлого века был судоходным, но со временем обмелел, и теперь по Днестровскому каньону можно сплавляться только на плотах. Как оказалось, такого судна, которое смогло бы с легкостью преодолеть мели Днестра, в мире и не существует, - рассказал совладелец корабля "Юрий" и организатор туров по Днестру Владимир Мазур. - Поэтому Юрий Шпицер приступил к разработке чертежей будущего судна. А через некоторое время его уже собирали на заводе металлоконструкций в Пустомитах (Львовщина). Он легкий, собран из алюминия и пластика, имеет плоское дно и усадку всего 20 сантиметров.
Создавали корабль около четырех лет. При весе 12 тонн, длине 14 метров и ширине 5,6 метра, судно способно проходить мель до 25 см. А ведь кораблям такого класса нужен хотя бы метр глубины. Корабль "Юрий" уникален благодаря своему гребному колесу, которое разработали ученые из "Львовской политехники". Запускает его в работу двигатель.
Создатели держат в секрете стоимость судна. Однако известно, что потратили на строительство более 100 тысяч евро. Чертежами уже заинтересовались судостроители из-за рубежа.
|
Из Раковца в Залещики по воде
В апреле этого года впервые состоялся сплав "Юрия" по Днестру.
- Вместительность нашего судна - 10 человек, можем взять на борт и 25, - рассказал "Комсомольской правде" в Украине" капитан Ярослав Пинзарь. - Плаваем с апреля по ноябрь, пока Днестр не покроется льдом. Судно обслуживают три человека: капитан, матрос и кок.
Капитан дает команду отчаливать. Матрос, стоя по колено в воде, вручную разворачивает судно к течению. Включается гребное колесо, и корабль устремляется вперед.
- За одну часовую поездку у нас уходит пять литров дизельного топлива, - говорит капитан. - Пока курсируем недалеко - Незвизько, Униж (до 10 километров по реке). Но планируем продолжить маршрут в Залещики на Тернопольщине, даже в Бакоту, что в Хмельницкой области. А это более полусотни километров.
Судно легко маневрирует и причаливает к берегу. Поэтому в любой момент можно остановиться и выйти.
ТТХ
Длина 14 м
Ширина 5,6 м
Вес 12 тонн
Проходит мель до 25 см
КСТАТИ
Для "Юрия" открыли свой порт
На днях в селе Раковец (Прикарпатье) состоялось торжественное открытие порта. Так как в этом населенном пункте корабль "Юрий" уже прописался, местные жители решили - речным воротам быть!
Здесь уже обустроили специальную площадку для палаток. Есть небольшое кафе, душ, доступ к интернету - все для туристов.
- Надеемся, что открытие порта "Раковец" - первый шаг к тому, что на реке появится система порта, - рассказал "Комсомольской правде" в Украине" Владимир Мазур. - Порт будет принимать от 200 до 300 человек в день, именно столько сплавляются Днестром. Мечтаю, чтобы украинские реки, такие как Десна, Западный Буг, Днестр, вернули себе звание судоходных. Уверен, это реально, так как первый и единственный в мире мелководный корабль у нас уже есть.