Загрузить еще

Затерянная обитель запорожских казаков

Затерянная обитель запорожских казаков
Фото: Свое название скит мог получить от украинского слова «вир» - водоворот, омут.
Сергей Шумило. 

О ските (именно так на Афоне называют монашеские поселения) "Черный Выр" директор Международного института афонского наследия в Украине, редактор научного альманаха "Афонское наследие" Сергей Шумило случайно узнал, работая в киевских и черниговских архивах. Ему в руки попало письмо бывшего запорожского казака - основателя казачьей обители на Афоне старца Григория (Голубенко) к кошевому атаману Запорожской Сечи Петру Калнышевскому. Как оказалось, Голубенко оставил военную службу в звании бунчукового товарища (полковника в отставке), принял монашество в Киево-Печерской лавре, а после уехал на Афон… 

На Афоне обитало около 2000 украинцев

После двух лет кропотливой бумажной работы местоположение скита удалось установить, и в феврале 2015 года сотрудники Института афонского наследия отправились в Грецию, в единственное в мире автономное монашеское государство на Афоне, чтобы отыскать и исследовать заброшенное жилище казацких отшельников. 

- В начале XX века на Афоне жили примерно 8 тысяч монахов, из которых около 2000 - выходцы из Украины. Сейчас на Афоне действуют 20 крупных монастырей. Среди них 17 греческих и три славянских - русский Пантелеимонов, болгарский Зограф и сербский Хиландар. Также действуют 12 скитов. Число славянского монашества на Афоне ограничено греческими нормативными актами. Было время, когда греки заняли и древний Русик - древнерусский монастырь Св. Пантелеимона, и тогда для наших соотечественников на Афоне не осталось "крыши над головой". В этих условиях при поддержке запорожских казаков и был в 1747 году основан, по сути, "новый Русик", то есть казачий скит "Черный Выр", - рассказал Сергей Шумило. - Строили его запорожцы вместе с монахами. Иконы, скорее всего, писались на месте, но сами мастера тоже были из Запорожья. Судя по сохранившимся иконостасам в "Черном Выре" - это так называемое казацкое барокко XVIII в. В подобном стиле расписывали и казачьи храмы Запорожья. 

- В скит в основном брали благочестивых и неженатых казаков, склонных к молитвенному уединению. Таких на Запорожье было много. Ведь и сами сечевики, те, что регулярно жили на Сечи, никогда не женились, это было запрещено. Как и на Афоне, на Сечи запрещалось ступать ногой женщинам. Единственной женщиной, которой на Сечи воздавалось предпочтение, была Божия Матерь. Она считалась покровительницей Запорожской Сечи, в ее честь традиционно здесь возводились храмы, а сами казаки называли себя "лыцарями Пречистой". Но и на Афоне покровительницей и игуменьей Святой Горы считается Божия Матерь. Так что неудивительно, что некоторые запорожцы стремились удалиться в центр аскетизма на Афоне. 

Монахи определяли время по этим византийским солнечным часам. 

Войну пережили, революцию - нет

Через 10 лет после основания "Черного Выра" на Афоне по соседству возник еще один скит - Свято-Ильинский, тоже в основном населенный украинскими казаками (об этом читай Было дело).  Но благоустроенная жизнь соотечественников на Афоне длилась недолго - указом Екатерины II Запорожская Сечь была ликвидирована, и обители лишились материальной поддержки. Кое-какие средства одно время выделяли бывшие запорожцы, эмигрировавшие в Румынию и основавшие здесь Задунайскую Сечь. Но затем началась очередная русско-турецкая война. Турки расположили на Афоне свои военные гарнизоны, расселив солдат по монастырям и скитам. Грабежи, насилие и бесчинства иноверных 

войск привели к запустению Афона. Большинство монахов покинули Святую Гору. Аналогичная участь постигла "Черный Выр" и Ильинский скит. Около 10 лет Афон пребывал в запустении. Монахи вернулись сюда лишь после войны, в 1830-е годы. Окончательный упадок славянских обителей наступил после революции в 1917 году. После нее новые обитатели в украинских скитах не поселялись. Последний известный документ, касающийся бывшей казачьей обители "Черный Выр" - письмо настоятеля Ильинского скита за 1930 год. Из него мы узнаем, что в "Черном Выре" на тот момент жил всего один монах. После этого скит полностью опустел. Сегодня там никто не живет. Из множества зданий устоял лишь соборный храм (кафоликон) Рождества Богородицы. Помимо старинных иконостасов, здесь сохранились деревянные стасидии (церковная скамья), солнечные византийские часы, подставки для подсвечников и черепа монахов.

Фото предоставлены Сергеем Шумило. 

 

БЫЛО ДЕЛО

Как "малороссы" с "великороссами" на Афоне поссорились

Распри между "малороссами" и "великороссами" начались в 1837 году в Ильинском ските уже после упадка "Черного Выра" и длились целых два года. Каждая из сторон по-своему описывает причины конфликта. Украинские афониты о российских монахах писали так: "изменили прежнюю простоту, предались роскоши, а с тем вместе и телесным слабостям". Россияне же, напротив, украинцев обвиняли в том, что те "были казаками, а любовь последних к свободе и воле не преодолевалась малым опытом монашеской жизни". Хотя в той же Сечи "они точно так же жили братской жизнью и без женщин". В 1839 году распря закончилась победой украинских монахов. Впрочем, дружеские отношения были вскоре восстановлены перед угрозой общего врага – Турции. Миротворческую роль в этом вопросе успешно выполнял и древний Пантелеимонов монастырь, восстановленный к тому времени как общеславянский духовный центр на Афоне. 

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА

Испоганили стены неуклюжими петухами

Из письма афонского иеромонаха Сергия, посетившего скит "Черный Выр" в 1847 году (цитируется по книге С. Шумило "Духовное Запорожье на Афоне"):

"…В старину, вероятно, было много здесь отшельников, судя по множеству разбросанных там и сям келий с небольшими при них фруктовыми садами, но в настоящее время только до пяти иноков занимают все пространство скита…

По итогам экспедиции Сергей Шумило написал книгу "Духовное Запорожье на Афоне. Малоизвестный казачий скит "Черный Выр" на Святой Горе". 

…Соборная церковь скита еще крепка снаружи и красуется на небольшой площадке, под тенью душистых кипарисов. Когда мы сошли с мулов и приблизились к паперти, скитский духовник, болгарин, приветливо встретил нас и растворил дверь в соборную церковь. Церковь невелика, но помещает в себе три придела, из которых один посвящен Киево-Печерским угодникам... Стены церкви измараны слишком. Какой-то шалун над горним местом главного алтаря исчертил стену изображением флагов, а в куполе и на северной стене, над клиросным окном, нарисованы неуклюжие петухи". 

Новости по теме: Новости Запорожья История