Кафе быстрого питания в каждом городе видимо-невидимо! Меню у всех примерно одинаковое - гамбургеры, салатики, картошка фри. Корреспондент «Комсомолки» решила сама поработать в фастфуде и узнать, какими продуктами нас кормят, моют ли официанты руки и как часто обсчитывают клиентов на кассе.
Требуется мастер на все руки
Как выяснилось, чтобы работать в кафе, даже необязательно уметь готовить. Объявление я нашла в Интернете. И уже на следующий день слушала инструктаж менеджера Жени.
- Заполняй анкету. У тебя опыт работы есть?
- В кафе? - не поняла я.
- Нет, вообще.
- Промоутером работала, - скромно ответила я и подумала: наверное, сейчас погонят. Но нет: мне предложили отработать три дня - это испытательный срок. Сан-книжку на эти дни оформлять не понадобилось.
- Если работать останешься, тогда и принесешь, - объяснила менеджер. - Эти три дня денег платить не будут. А то много вас таких: поработаете три дня и сбежите.
Начальный оклад пообещали 8 тысяч рублей в месяц (около $300). Выполнять я должна была обязанности и повара, и кассира, и уборщицы.
- Неужели соглашаются работать за такие маленькие деньги?
- Почему нет? - удивляется менеджер. - Работают же школьники, у них ни образования, ни опыта работы, а зарплата стабильная.
- И больше никак, что ли? - не унимаюсь я.
- Бери дополнительные рабочие часы, вот тебе и будут еще денежки капать, - улыбается другой менеджер Макс, кивая на график.
Не лучше обстояли дела и с чаевыми.
- У нас брать деньги у посетителей запрещено, - сухо предупредила меня Женя.
Тухлый «Цезарь»
Рабочий день начался в восемь утра, смена - восемь часов с перерывом на обед. В первый день Женя сразу скомандовала:
- Волосы прибрать, лак с ногтей снять! Запрещено красить даже прозрачным.
В кафе собственный дресс-код - футболка, кепка, фартук, черные брюки и темная обувь. Пока натягиваю их на себя, менеджер объясняет:
- Все работники кафе фастфуда должны быть худенькими и маленькими, чтобы посетители не боялись есть гамбургеры. Представь, если картошку фри и пепси протягивает тебе продавец с большими габаритами. Так все желание есть фастфуд пропадет.
К обеду по кухне распространился странный запах. Оказалось, в мойку свалили куриное филе для сандвичей. Явно протухшее. Мы в растерянности окружили раковину с мясом.
- Ну что столпились! - прикрикнула на нас Женька. - Мойте курицу и в заготовки!
Мне выпала почетная обязанность ЭТО мариновать. Отрезаю у более-менее отмытых кусочков жилки, чтобы отбить запах, посыпаю специями. Политика у заведения явно безотходная... Когда тазик с обрезками наполнился, уточняю у коллеги Сони, куда девать это добро.
- Как куда? В салат, конечно, - смеется Сонька, наблюдая за моим брезгливым выражением лица. - В основном в «Цезарь». Да не морщись ты так, привыкнешь.
«Спасибо бургеру!»
На следующий день меня перебрасывают на сборку гамбургеров. За две минуты объяснили, какую начинку куда совать - и вперед! Чтобы кассир понял, что на кухне приняли заказ, нужно громко кричать:
- Спасибо бургеру (чизбургеру, чиккену и т. д.)!
Клиенты от наших воплей либо шарахаются в сторону, либо прячут улыбки. Кто-то откровенно ржет.
В душной кухне одновременно жарятся на гриле бифштексы, курица и бекон, а я в это время подогреваю в тостере французские булочки для сандвичей. Пытаюсь достать их голыми руками - специальной прихватки нет, щипцы не найти, а лопатка большая и тяжелая - и обжигаю руки. Одна половинка летит на пол.
- Девчонки, что делать? - шепчу я Соне и Маше.
- Если никто из менеджеров не видел, быстро поднимай и продолжай готовить!
Чуть позже осваиваю гриль. Главное правило: поджарил бифштекс - протри поверхность. Самое интересное, что именно это правило соблюдают абсолютно все.
Может, из чувства сознательности. Но, скорее всего, потому что гриль стоит безумно дорого - пол-лимона рублей (около $20 тысяч), как выразились девчонки. А вот чтобы меняли масло во фритюрнице, я не видела.
Развожу на покупки
Меня повышают до должности кассира-стажера. Посетители, будто поняв, что я новичок и еще ничегошеньки не соображаю в кассовых аппаратах, повалили в кафе пачками.
- Даже если клиент тебе неприятен, улыбайся ему во все 33 зуба! - наставляет меня менеджер Максим. - Ты должна быть приветливой. И не опирайся локтями на стойку! Твоя обязанность - стимулировать продажи. Предложи соус к картошке, сок к бургеру. И быстрее говори меню, еле языком ворочаешь!
Стимулятор из меня вышел слабый: только и научилась кетчуп к картошке впаривать. Сорта чая вылетали из головы, на названиях других напитков заплетался язык. Зато я лихо кричала на весь зал, какой бургер заказал посетитель, чтобы на кухне услышали.
Работа кассира ответственная: надо внимательно считать деньги и выдавать сдачу. Хорошо, хоть касса все складывает и результат выдает. Ну-ка, попытаюсь выяснить, можно ли обдурить покупателей.
Менеджер, окинув меня уничтожающим взглядом, холодно ответил, что в их кафе такого нет. Попыталась для проверки пару раз схитрить. Но только я начинала набивать другую сумму в чек, как ко мне подлетал Макс, отменял операцию оплаты и ругал за невнимательность. Ну и ладно, хоть здесь все по-честному.
Не обошлось и без казусов. Молодая пара заказала мясные бургеры, а сделали им овощные. Пришлось готовить заново, а вегетарианские бутерброды остались сохнуть на кухне. Менеджер Женя тут же поставила боевую задачу:
- Эти (показывает на три одиноких бургера) продать как можно быстрее! Не получится - штрафану!
Мне повезло: за час два из них я втюрила покупателям. Третий бургер, пролежавший еще часок на подогреве, выкинули.
А еще через два часа закончился и мой испытательный срок. Я торжественно объявила, что ухожу.
- Оставайся! - убеждали меня в один голос Макс с Женькой. Оказалось, во мне пропадает перспективный сотрудник. Уж извините, но вся любовь к фастфуду пропала во мне еще в первый день. И вряд ли когда-нибудь она появится снова…
КСТАТИ
Не так страшен штраф, как его малюют
Список штрафов висел на стене нашего кафе: потеря униформы - минус 10 процентов от зарплаты, курение в неположенное время - 5 процентов, нецензурная лексика - 5 процентов. Также бьют рублем за халатность, неаккуратный внешний вид, пользование мобильным телефоном...
Но с менеджерами вполне можно договориться, а ребята-официанты частенько прикрывают друг друга, когда бегают по очереди на перекур или болтают по мобильнику под прилавком. А вот вопросам гигиены - минимум внимания. Поработал с грязным салатом, а потом курицу резать, булочки носить. Хорошо хоть, что сандвичи собираются в перчатках.
БДИ!
На чем накалывают в фастфуде