Загрузить еще

Едем в отпуск на авто: 5 советов, как не уснуть за рулем

Едем в отпуск на авто: 5 советов, как не уснуть за рулем
Фото: Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Дожили до лета. Эксперты от индустрии отдыха прогнозируют увеличение внутреннего туризма, а "горячиe линии" магазинов по продаже палаток и спальников накалены до предела. Люди готовятся к морю, в горы, скрыться в глуши или вырваться на просторы. Заправляют полные баки, и в путь. Одна из главных напастей при поездке "на дальняк" - не заснуть за рулем. Каждое лето такие аварии становятся серийными, и в этом году печальный счет уже открыт.

Крепкий кофе или безалкогольные энергетики, семечки или орешки, пение до хрипоты под радио или долгий задушевный разговор с пассажиром - все это поможет ехать бодрячком дольше, но полностью сон победить нельзя.

ПРОТРИ ГЛАЗА

- Мне часто приходится ездить за рулем на дальние расстояния, три года назад мы с женой прокатились на машине вокруг света, - рассказывает путешественник и блогер Олег Радул.

- И я сформулировал для себя пять признаков того, что вот-вот заснешь. Если вдруг вижу хоть один из них, я тут же меняюсь с напарником или встаю на обочину спать.

  1. Замечаешь момент моргания. В обычном состоянии человек совсем не замечает момента, когда моргает, - это происходит слишком быстро, чтобы обращать внимание. Зато когда начинаешь чувствовать, что моргаешь, - это говорит о том, что ты отключаешься.
  2. Обман зрения. Фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию - он уже спит!
  3. Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы - и снова на дорогу. В нормальном состоянии зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным.
  4. Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно... Ему это не нужно. Лень даже начинать. По той же причине лень разговаривать.
  5. Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать!

ЖАРКИЕ СПОРЫ О ГЛАВНОМ

Олег рекомендует еще и пассажиру не отмалчиваться, сидя в сторонке, а донимать водителя. Причем вместо банального "ты в порядке?" (он, конечно, промычит что-то в ответ) - конкретными вопросами по делу. "А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали? Сколько ньютон-метров крутящего момента в движке твоей машины?" А еще лучше разжечь спор о чем-то цепляющем - про секс или политику. Пока спорит, точно не заснет. Если теряет нить разговора - пусть останавливается.

Хорошо, когда есть пассажир или даже напарник. Поменялись и дальше поехали. Но когда водитель один, а вокруг - чистое поле, где нельзя остановиться для ночлега, это очень опасно. Лучше бы остановиться, вый­ти из машины, размяться, может, поговорить с кем-то по мобильному. Но не планировать ехать дальше, даже если показалось, что сон отступил. А посмотреть по навигатору или карте, где поблизости есть населенный пункт, заправка или хотя бы стоянка дальнобойщиков, и там уже точно поспать, сколько организм попросит. 

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Андрей ГРЕЧАННИК, автомобильный корреспондент "КП": Не делайте, как Штирлиц

- Все помнят классический эпизод из фильма "Семнадцать мгновений весны": "Десять минут назад Штирлиц остановил машину. Но ровно через двадцать минут он проснется и поедет в Берлин..." Герой Вячеслава Тихонова остановил свой автомобиль возле моста, чтобы поспать полчаса. А в романе Юлиана Семенова разведчик в дороге глотал из плоской фляги коньяк и растирал лицо снегом, но это совсем не наш случай.

Если меня тянет зевать, выпиваю маленькую банку энергетика проверенной марки, которую покупаю заранее. И начинаю подыскивать место для отдыха. Мои личные тревожные звоночки - постепенное машинальное отпускание педали газа и ощущение, будто руль тянет вправо. Значит, надо прямо сейчас поспать. Неразведчику и целого часа явно недостаточно. Да и обочина у моста - место опасное: если не гаишник нарисуется, так лихач какой-нибудь не заметит. Лучше всего подходит АЗС. Заправки сейчас научились делать по западным стандартам: с магазином, кафе, большие и освещенные. Идеальное место для "тихого часа".

Поставьте машину прямо перед павильоном заправки на освещенном парковочном месте.

Мотор лучше заглушить, обязательно затянуть "ручник".

Запритесь изнутри.

Снимите обувь, откиньте спинку сиденья или расположитесь на задних местах.

Сумку с документами и деньгами засуньте под свое сиденье, сотовый - в крепление перед глазами.

Заведите будильник мобильного на звонок через час-полтора, оставьте включенным радио - пусть негромко бубнит. И отбой.

Если будильник звенит, а я все еще вижу "мультики" и ничего толком не соображаю, то отрубаюсь еще на часок. Лишь когда узнаю голоса ведущих на радио и появляется интерес к всплывающим сообщениям на экране смартфона, тогда встаю. Но не заводить машину и ехать, а обязательно зайти в помещение АЗС, умыться и перекинуться парой фраз с кем-нибудь, купить чай или кофе с плюшкой (плюс бутылочку воды и банку энергетика с собой), спросить у продавца прогноз погоды. Перекусить на месте, написать что-нибудь в соцсетях, заправиться, если нужно, и только потом ехать. Еще на 500 км пути такой передышки хватает.

Новости по теме: Автомобили