За высокими Гималайскими горами, в верховьях бурной реки Кали-Гандаки прячется от научно-технического прогресса последнее "закрытое" королевство Мустанг. Попасть сюда под силу немногим, потому и не захлестнула здешнюю жизнь цивилизация, зато сохранились аутентичные этнографические и религиозные традиции. Этим неизведанный кусочек мира и привлек украинских авантюристов, которые задались целью добраться до него на мотоциклах.
"С чем столкнемся и как вернемся - неизвестно"
Безумная идея еще в 2011 году пришла в голову днепропетровским коллегам - мотопутешественнику с 15-летним стажем Виталию Цаликову и руководителю туристической компании "Экстрим Партия" Борису Шульману.
- Я тогда проводил мототуры через Гималайский хребет. Каждый раз, подходя к границе королевства Мустанг, приходилось разворачиваться, - вспоминает Виталий, ставший гидом в экспедиции. - А преграда какая: дорогостоящий пермит (пропуск на въезд), отсутствие дороги и какой-либо информации. Мы предлагали сопровождавшим группу непальцам поехать дальше. А они: невозможно, не будем за это браться, никто не ездит... Приходилось разворачиваться, а хотелось дальше. Но и по возвращении домой я вынашивал идею, как туда попасть.
Подготовка длилась около года. Бросили клич в интернете среди байкеров. Многие заинтересовались, но их отпугнули ответы: "Мы едем в неизведанные места, что там, с чем столкнемся, как вернемся - неизвестно". Поездка была на грани срыва, как вдруг нашлась пара смельчаков - мотоциклисты Сергей Ханович и Николай Брыжак из Донецка.
- Услышав заветные слова "Гималаи", "мотоциклы", они сразу согласились, не вдаваясь в подробности, - улыбается наш собеседник. - Забегая наперед, скажу, что, когда мы уже пересекли границу Мустанга, они огляделись и только тогда сказали: "Что же ты не предупредил, что тут такая… Ты вообще уверен, что мы сможем вернуться в цивилизацию?" Я лишь развел руками.
Стартовали авантюристы из Катманду. Здесь они брали мотоциклы, бензин и джип сопровождения. Машина была загружена вещами, инструментами, двумя запасными байками.
- Мотоциклы - легкого класса, эндуро, максимум 250 кубов, - объясняет Виталий. - Да, у них катастрофическая нехватка мощности, на особо крутых участках приходилось толкать. Но зато они меньше и легче, а силы водителя на вес золота.
После цивилизованных дорог предстал перед байкерами Гималайский хребет со множеством хитрых затяжных серпантинов и перевалов высотой около 4000 метров. Горные дороги сыпучие, неподатливые - то камни крупные, то мелкие, то песок, то густая пыль… Через Кали-Гандаки байкеры проехали около сотни бродов. А дальше, за рекой, - поселок без электричества, где стоит около 20 домов, но видно лишь пару человек, и те убегали, видя мотоциклистов.
|
"В Мустанг мы попали не на байках, а на машине времени"
- Самое захватывающее воспоминание в жизни - момент утреннего старта в королевство Мустанг по новой, неизведанной, никем не обкатанной дороге, - признается путешественник. - Вот оно - первооткрытие!
Теперь перед байкерами открылся новый мир. Этот край не похож на Гималаи Непала, скорее - это древний Тибет в миниатюре. Дикий, суровый край.
- Я называю Мустанг этнографическим заповедником, - улыбается Борис Шульман. - Местные живут натуральным хозяйством, у них матриархат (женщина глава рода) и полиандрия (многомужие), а вот образование - редкость… Нам этот быт кажется нищетой. Но по их меркам - это норма. Они не считают себя бедными, у них другое восприятие материального достатка.
- Все здесь будто замерло, - добавляет Виталий. - Смотришь на дом, не понимая, ему 40 или 400 лет, а хозяин говорит - 700. Если убрать пластиковую канистру и бейсболку с прохожего - не понятно, какой нынче век. Казалось, будто в Мустанг мы попали не на байках, а на машине времени.
История трех первопроходцев так увлекла байкеров, что всего спустя полгода после возвращения экспедиции из Катманду собралась новая команда. Осуществить третью экспедицию в 2013-2014-м помешали события в Украине. Но они все же намерены снова отправиться в "запретное королевство" и ищут новых героев.