На эти и другие вопросы наших читателей в ходе Прямой линии в "Комсомольской правде" в Украине" ответил директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.
Об ошибках в заданиях
Алексей: - Проведение ВНО посреди учебного года – это настоящее издевательство. Не секрет, что даже тому, кто хорошо знает предмет, нужно хотя бы 2-3 дня, чтобы погрузиться в предмет и "пробежаться" по основным моментам. Но в этом году у выпускников не было такой возможности – они писали контрольные в школе, а на следующий день шли сдавать ВНО. Считаете ли вы это ошибкой, и что будет предпринято, чтобы в будущем таких ошибок избежать?
- О том, что тестирование по украинскому языку и литературе будет 24 апреля, знали в декабре прошлого года. Но режим учебных занятий определяют местные органы управления образования или руководители учебный заведений. Нельзя из центра дать указания, как работать каждой школе. В конце концов, в каждой школе есть попечительские советы, советы родителей, вот пусть родители и ставят вопросы перед руководством учебных заведений. Я могу привести десятки примеров, когда в школах учащимся дали 2 недели на подготовку к ВНО. Но могу также привести примеры, когда тестирование по украинскому языку проходило в пятницу, а в четверг на 5-6 уроке 11-класники писали контрольную по математике.
- А почему нельзя какую-то норму ввести, чтобы не проводились контрольные, например, за 2 дня до ВНО?
- Действующие нормативные документы дают право принимать подобные решение руководителям и собственникам учебных заведений. И они должны отвечать за то, что их не приняли
Наталья: - Как получилось, что целых три задания из 58 по украинскому фактически оказались некорректными? Неужели нельзя раз в год досконально проверить несколько десятков заданий, которые предлагаются на ВНО?
- В каждом тесте могут быть вопросы, которые участники тестирования не могут решить по двум причинам. Первая причина – это фактические ошибки в вопросах. Вторая – недостаточная подготовленность участников к решению поставленных задач. В тестах по украинскому мы имели дело именно со вторым случаем. Вопросы, которые уже вошли в историю - 29, 30, 31, 32, 33 – сложные. Это вопросы когнитивного типа, рассчитанные на простую, но важную компетенцию, которая должна быть сформирована у каждого абитуриента: внимательно прочитать текст и ответить на вопросы к нему. Между прочим, формирование этой компетенции предусмотрено школьными программами и госстандартом среднего образования. К сожалению, с этими заданиями участники тестирования не справились – "не взяли" эти вопросы. По законам тестологии, такие вопросы или изымаются из тестов, или всем участникам тестирования ставится одинаковая оценка. Мы пошли по второму пути. Меня спрашивают: как такое могло произойти? Да очень просто! Составители тестов посчитали, что выпускники школ могут ездить на "Мазератти", а их в школе учили ездить только на "Запорожце".
Кстати, в прошлом году была аналогичная ситуация на физике. Тогда мы спокойно всем участникам дали по одному баллу, и шумихи СМИ по этому поводу не было.
Об оценках и рейтингах
Галина: - Как вы считаете, нужно ли наказывать школы, выпускники которых массово показывают гораздо более низкие результаты, чем значатся у них в табелях? Скажем, когда потенциальные медалисты набирают 170 и ниже баллов? И как это сделать на практике?
- Думаю, что этого делать не нужно. Дело в том, что оценка на ВНО – это не только результат работы школы. Социсследования показывают, что три четверти выпускников работают с репетиторами. Многие готовятся самостоятельно. Поэтому ставить во главу оценки и тем более кого-то наказывать за то, что учащиеся "не так" прошли ВНО, с моей точки зрения, нельзя. И точно так же нельзя строить рейтинги школ на основании результатов ВНО.
- А каким образом тогда отследить качество образования в школах?
- Но ведь уровень знаний – это не единственный показатель работы школ. Я как-то разрабатывал систему индикаторов для оценки качества образования, и на первое место поставил уровень физического и психического здоровья выпускников. Ведь у нас в первый класс приходят практически здоровые дети, а из 11 класса выходят 70% больных. Я уже не говорю об уровнях психического здоровья. На второе место я бы поставил оценку, насколько выпускники школы готовы жить самостоятельно, насколько они социализированы. А говоря о качестве образования, нужно обязательно учитывать, как сформировалось будущее выпускника через 3, 5, 7 лет. Потому что, к сожалению, в нашей школе сегодня преобладает такая система обучения: выучил-помню-забыл. А должна быть система, формирующая навыки и компетенции.
Словом, свести функцию школы только к тому, чтобы она давала знания, - неправильно. Школа – это гражданский институт, в котором формируется человек, ведь сегодняшний ребенок проводит в школе больше времени, чем дома.
О пороговом балле
Любовь: - Можно ли тем, кто набрал на ВНО ниже 22 баллов, поступить в колледж - раньше их называли ПТУ? Чем вообще можно заняться такому выпускнику? Потому что среди родителей настоящая паника – говорят, что их дети на целый год выброшены из жизни.
- Не вижу оснований для паники. Она объясняется, наверное, тем, что за последние годы в стране привыкли к тому, что студентом вуза можно стать, не имея надлежащих знаний. Когда не было ВНО и абитуриенты сдавали обычные вступительные экзамены, громадное количество выпускников оставались "за бортом", и никакой паники не было. Не сдал – значит, так сложились обстоятельства. Относительно поступления в колледж – надо обратиться в приемную комиссию колледжа. В каждом учебном заведении есть свои правила приема.
- Кто решает, каким будет пороговый балл?
- Воспользовавшись научно обоснованными методами, для теста по украинскому языку и литературе "пороговыми" в УЦОКО определили 25 тестовых баллов. Но по действующим нормативным документам этот пороговый балл должны еще утвердить эксперты: представители образовательных общественных организаций, учебных заведений, родительских организаций. Во время обсуждения этого вопроса разгорелась дискуссия - трансляция заседания шла в прямом эфире. В итоге пришли к выводу, что пороговый балл нужно снизить до 22. И хотя я считаю, что методы математической статистики являются более точными, эксперты приняли другое решение.
- Что это за эксперты?
- Мы проводим довольно тщательный отбор. Выбранные люди обязываются заявить о том, что у них нет детей, которые поступают, и нет конфликта интересов. Правда, один такой эксперт все же прошел – но пусть это остается на его совести.
Кстати, возвращаясь к пороговому баллу, на практике 22 балла – это не так уж страшно. Теоретически вузы могли бы поднять эту планку, но многие не хотят. Наши вузы преследуют цель набрать как можно больше студентов, не заботясь об их качестве. На тестах по украинскому у нас 8 абитуриентов набрали по 200 баллов одновременно за тест базового и за тест углубленного уровней. 8 человек на всю Украину! Это самые лучшие и самые умные дети, четверо из них – выпускники сельских школ. Если бы я был ректором, то уже сел в машину и поехал бы к этим девочкам (все 200-балльники – девочки), и сказал: берем вас на любых условиях, даем лучшую комнату в общежитии и повышенную стипендию. Мы создадим суперусловия – только идите к нам! Вы думаете хоть кто-то приедет? На 100% уверен, что нет.
- У нас как-то так получается, что вроде бы все прописано, а качество падает. Сейчас пороговый балл снизили до 22, а в следующий раз вузы поднапрягутся, что мало народу набирается, и скажут: давайте до 18…
- Я очень большие надежды возлагаю на имплементацию закона о высшем образовании. Там предусмотрена деятельность новой институции нашей для системы образования – Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Будем надеяться, что новая система лицензирования, аккредитации и оценивания качества образования все расставит по своим местам. В том числе, и количество вузов.
О знаниях учеников и уровне учителей
- По опыту прошлых лет, какие предметы выпускники знают хуже всего? По каким предметам выпускникам начисляли 200 баллов даже притом, что они ответили не на все вопросы?
- По поводу того, какие предметы знаю хуже всего, ответить сложно. Как можно сравнивать между собой знания английского языка и математики? Или украинского и испанского? По каждому предмету есть нюансы. Если говорить об украинском языке, то у меня осталось чувство неудовлетворенности от того, что наши выпускники показали такой низкий уровень подготовки. Особенно учитывая, что на язык и литературу в учебных планах школ отведено больше всего часов, они изучаются на протяжении всего обучения в школе, ученики пишут массу контрольных и аттестаций… Относительно начисления 200 баллов: даже если не ответили на все вопросы, то это обычная практика. По рейтинговой шкале 200 баллов получают те, кто лучше всех выполнил задания теста. Даже если они выполнены не все.
- Сейчас говорят, что тесты по украинскому были такими сложными, что учителя были вынуждены помогать ученикам во время тестирования!
- Это неправда. Хотя бы потому, что ни в одной аудитории, где проходило ВНО, не было учителя украинского языка и литературы или филолога. Там были учителя математики, физики, физкультуры, биологии, химии – это во-первых. Во-вторых, в каждой аудитории сидят абсолютно разные абитуриенты. Очень редко, когда в одной комнате оказываются ребята из одной школы. Так что если бы что-то подобное наблюдалось, был бы скандал. Относительно того, что некоторые учителя считают этот тест сложным… Я бы не хотел сейчас давать характеристики нашим учителям, но когда во время курсов повышения квалификации они проходят тестирование по тем же тестам, что и абитуриенты, нередко оказывается, что многие учащиеся справляются с заданиями лучше, чем педагоги. Так что и учителя есть разные.
Андрей: - Если бы пороговый балл оставили на прежнем уровне – 25, его бы не смогли преодолеть 13,3% участников ВНО. Как вы считаете, такие итоги дискредитируют отечественное среднее образование?
- Это дискуссионный вопрос. Наверное, мы должны привыкнуть к тому, что пора вещи называть своими именами. ВНО – это "термометр", который показывает температуру. И если она не устраивает больного, то нет никакого смысла обвинять термометр. Важно, чтобы из информации, которую мы получили, были сделаны выводы – что нам делать с учебными планами, со школьными учебниками и, в конце концов, с уровнем подготовки наших педагогических работников, которые далеко не всегда соответствуют требованиям сегодняшнего дня.
О супермаркетах дипломов
Юлия: - Многие выпускники недовольны пороговым баллом 22 по украинскому языку и литературе – говорят, что ниже уже просто некуда. Может, хватит уже идти навстречу неучам, которые ничего не делали в школе 11 лет, а теперь переживают за свои аттестаты?
- Я таким пороговым баллом тоже недоволен. Но, как директор УЦОКО, я не наделен полномочиями самостоятельно принимать решения о пороговом бале. Это было бы неправильно, если бы один человек все решал. Мы свою точку зрения высказали, мы ее отстаивали, мы старались доказать это членам экспертной комиссии, но эксперты с этим не согласились. Возможно, есть какие-то проблемы в подборе экспертов – будем думать и над этим вопросом.
- А каким, на ваш взгляд, должен быть порог?
- Если я назову конкретные цифры, это может быть истолковано как указание к действию. Так что могу только сказать, что не являюсь поклонником 22 баллов.
Ольга: - Уже сейчас видно, что немало вузов собираются набирать тех, кто едва перешел порог. Может быть, выход в том, чтобы не понижать пороговый балл, а наоборот - повышать его?
- По моему мнению, и 25 баллов для порога – это мало, но решение, как уже было сказано, принимаю не я. Что касается университетов, то это - автономные учебные заведения, которые сами для себя устанавливают правила игры.
- Но важно ведь не количество, а качество. Зачем университету так много детей, которые не хотят учиться?
- Ну как зачем? Это ставки, это бюджет, это дополнительные поступления в казну университета, возможность оперировать деньгами и дать заработать людям. У нас ведь многие университеты, колледжи, институты давно превратились в супермаркеты, где можно купить диплом, не особо утруждаясь. Человек приходит, становится в очередь, платит деньги и получает зачеты, экзамены и дипломы. Меня часто спрашивают, чем отличаются наши студенты от зарубежных. На самом деле отличий много, но есть главное: за рубежом поступают в университет, чтобы учиться и получить знания, а у нас - чтобы быть студентом и получить диплом. Огромная разница - получить знания и получить диплом. В последнее время вырисовывается и еще одна тенденция: многие вузы превращаются в учреждения социального обеспечения. У нас есть такие умники, которые поучатся полгода в одном университете, потом сессию не сдадут и поступают в другой. Это удобно – и армия отодвигается, и стипендию можно получать. И вот когда вместо знаний студентам продают дипломы, делая вид, что обучают, или под видом такого "обучения" оберегают от армейской службы или трудоустройства в реальный сектор экономики – это уже страшно. К сожалению, такую позицию поддерживают и лоббируют некоторые народные депутаты и великое множество ректоров университетов и директоров колледжей. Эти люди, преследуя личные меркантильные или политические интересы, забывают о многом. И прежде всего о том, что подготовить хорошего специалиста без наличия у него базовых знаний невозможно.
О базовых и углубленных тестах
Татьяна: - Оправдало ли себя новшество, согласно которому тесты были разделены на базовый и углубленный уровень? Будет ли эта практика продолжена в следующем году?
- Думаю, что на этот вопрос должны ответить, в первую очередь, университеты. Увидят ли они в тех абитуриентах, которые сдавали тесты углубленного уровня, лучше подготовленных студентов, или нет.
По статистике результаты углубленного теста в целом оказались немного хуже, чем результаты базового. Но это можно было ожидать, ведь там больше сложных вопросов, хотя они и не выходили за рамки школьной программы.
Относительно того, практика будет продолжать или нет – все зависит от заказа министерства образования.
- А если все же эту практику продолжат, что бы вы порекомендовали тем, кто будет поступать в следующем году?
- Я бы порекомендовал готовиться. Провести аудит своих знаний, желательно не самостоятельно, и начинать восполнять пробелы.
- Правильно ли я понимаю, что участник выбирает, какой ему тест сдавать – базовый или углубленный?
- Нет, тот, кто сдает углубленный тест, обязательно сдает и базовый.
О новинках будущего
Мария: - Еще в прошлом году вы говорили, что в Украине уже разработан тест на способность к обучению. Он станет дополнением или альтернативой нынешним сертификатам ВНО? Когда его планируют ввести?
- Тест бы разработан еще в 2008 году и апробирован на первокурсниках. Проблема в том, что на сегодняшний день у нас нет ни одного университета, который бы заказал тест и поставил его в перечень тех сертификатов, которые они хотят видеть от своих абитуриентов. В нашем обществе создалось неверное впечатление, что этот тест легче, но это не так. Он просто другой. И не думаю, что он будет легче в предметных тестах – ведь он будет включать в себя проверку знаний по нескольким предметам.
Дмитрий: - Вы выступаете за отделение старшей школы от начальной. А как будет проходить этот отбор? Это еще один блок ВНО посреди школы? И что ждет страну в перспективе, когда масса отсеянных не получат даже среднего образования?
- Я не выступаю за отделение. Я выступаю за то, чтобы после завершения обучения на каждой образовательной ступени человек проходил внешний экзамен, и только после этого переходил на следующую ступень. Но это в меньшей степени касается этапа перехода от начального к базовому образованию и в большей степени – от базового к среднему. В действующей Конституции нет нормы о том, что все должны получить общее среднее образование до 18 лет, до окончания средней школы. В случае необходимости человек может получить среднее образование и в 50 лет, и в 70. Но у нас все считают, что нужно успеть до 18, поэтому в 10-11 классе очень много тех, кто просто решил "досидеть" два года в школе. Из-за этого мы имеем такой результат. Вы только представьте: у нас получилось огромное количество абитуриентов, которые сдали итоговую государственную аттестацию с оценкой 1,2,3. Причем учтите: поскольку оценку ниже 1 у нас не ставят, то единицу получили в том числе и те, кто не показал вообще никаких знаний во время ВНО!
- То есть по большому счету это отделение позволит выявить недочеты в образовании на ранних этапах?
- Прежде всего, оно позволит для каждого формировать индивидуальную образовательную траекторию - вот, что очень важно. Я не выступаю за то, чтобы кого-то не пускать в старшую школу или ввести платное образование. Но обучение должно быть осмысленное, а не просто сидеть в школе два года, потому что некуда деться.