Светлана Макаренко из Днепропетровска постигает искусство вышивки почти тридцать лет - с тех пор, как вышла замуж и ей пришлось покинуть родной Каменец-Подольский. Хотя еще с детства умелица с мамой и тетей коротала вечера за вышивкой. Необычайной красоты рушники красуются и в ее доме, который муж 49-летней мастерицы в шутку называет музеем имени Макаренко.
Сейчас народная умелица руководит кружком вышивки Центра внешкольной работы №1. Там она обучает ребят самым разным техникам, которых превеликое множество. Низинка, занизывание, лиштва, качалочка, различные мережки, тамбурные и стебельчатые швы... Для сорочек были свои швы и техники, для рушников - свои, и они не должны были повторяться. И большинство из них, увы, сейчас почти забыто.
|
Сколько у вас овец, расскажет узор
Рукодельница рассказала "Комсомолке", как вышивали в разных уголках Украины наши предки.
- На севере Украине, в Полесье, очень популярно занизывание, - говорит Светлана. - Получаются интересные геометрические узоры. Характерным способом вышивки на Подолье была уникальная для Украины низинка - вышивка с изнанки. Иногда геометрическую вышивку украшали "кучерявыми" швами. На таких изделиях очень много черного цвета. Полтавщина славилась светлой ажурной вышивкой.
Самой богатой считалась буковинская вышивка - ее украшали пайетками и бисером. Яркими и многоцветными были и закарпатские вышиванки.
|
Традиционные черниговские орнаменты - бело-красные с вкраплениями черного. А вот в Днепропетровской области соединились почти все техники.
По словам Светланы, раньше умели "читать" орнаменты. Например, если женщина появлялась в чужом селе, по ее рубашке могли сказать, из какого она региона, из какой семьи, могли даже понять, сколько у нее овец!
В старину в тренде был геометрический орнамент и растительный. Иногда даже людей вышивали, особенно на Подолье, а также птичек и всевозможных "коників".
|
Большие цветы все портят
- Традиционной украинской вышивке всегда приходилось бороться за свое место под солнцем, - говорит мастерица. - В конце XIX - начале XX века компания Brocard стала выпускать мыло в бумажной обертке, на внутренней стороне которой размещались несложные схемы для вышивки крестиком. "Брокаривская" вышивка быстро распространилась по всей Российской империи и вытеснила все другие техники. И до сих пор остается одной из главных техник и в Украине.
Светлана - профессионал в своем деле. И дилетантство тех, кто уверен в аутентичности своей вышиванка, ее сильно возмущает:
- Когда я смотрю на нынешних модниц, которые уверены, что носят вышиванки, больше всего меня раздражает черный цвет такой одежды. В Украине всегда носили только белые или сероватые сорочки - из домотканого полотна. Даже у самых бедных всегда была белая праздничная сорочка - пусть латаная, но белая.
Светлана уверяет, что ни черные, ни синие, ни красные вышитые рубашки не имеют ничего общего с традиционными. Кроме того, на вышиванках ни в коем случае не может быть крупных цветов, которые похожи на настоящие - особенно маков, которые считаются поминальными цветами и уместны только в том случае, если владелец рубашки недавно потерял близкого человека. Обычно наши предки вышивали символические узоры.
- Вышитые блузы с огромными цветами, не характерными для Украины, все только портят, - говорит мастерица. - Никто ведь не придумал сделать шотландский килт в горошек.
|
КСТАТИ
"Червоне - то любов, а чорне..." - не журба
У традиционной украинской вышивки всего несколько цветов.
- Три основных цвета вышивки - белый, красный и черный, - объяснила Светлана. - Красный цвет - сексуальная энергия, любовь. Черный - это вовсе не цвет печали, как в песне поется, а цвет земли, и он поглощает в себя информацию. Белый цвет называли торжественным, и белые рушники были поминальными. Во время поста снимали яркие рушники и вешали белые.
Все другие цвета - это только добавление. Основными они никогда не бывают.
Была в сорочках и "возрастная" иерархия. Малышам в старину делали одежку из рукава маминой рубашки. Девочкам вышивали землянички, мальчикам - дубовые листочки. У молодых девушек сорочки были яркими, у зрелых женщин - более спокойных тонов. У мужчин на манишках часто встречался узор в форме восьмилистника - символа плодовитости. Рукодельница отмечает, что наши предки зачастую вышивали только рукава сорочки, поскольку носили жилетки, и спереди узор все равно не был бы виден. Исключение составляют разве что подольские вышиванки. Ну а самыми богатыми были свадебные сорочки.
"Правильные" вышиванки ручной работы во все времена стоили дорого. Но при этом они были очень качественными, надевались по праздникам и зачастую передавались из поколения в поколение.