22 декабря
Загрузить еще

Если школьник туповат, это гаджет виноват?

Если школьник туповат, это гаджет виноват?
Фото: - Вот убьем еще парочку зомби - и, может быть, сядем за уроки! Фото: Алексей БУЛАТОВ

Современные дети привыкли быть на связи 24 часа в сутки, могут найти любую информацию в интернете за пару минут, и все это под непрекращающийся аккомпанемент музыки в iTunes и роликов в YouTube. Объекту воздыхания не пишут записку под партой, а ставят лайк в соцсетях. Как гаджеты меняют новое поколение и можно ли с этим бороться, рассказала психолог Марина Чижова, проректор Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы.

Планшеты не влияют на память

- Есть стойкое убеждение, что из-за гаджетов и соцсетей у детей хуже развивается память.

- Я бы не сказала, что у детей плохо развивается память из-за гаджетов, - считает Марина Алексеевна. - Непроизвольное внимание и память у ребенка ничуть не страдают! Если он может целый час сидеть за игрушкой, значит, это же время он может посвятить и другой деятельности. Наша задача сделать так, чтобы она была интересной и вошла в привычку. А вот произвольное внимание и произвольная память могут развиваться хуже - это когда надо сосредоточиться и прочитать заданный абзац в учебнике. Но и в этом случае мы можем научить ребенка анализировать информацию и делать выводы.

- Получается, мы детей учим не тому, что им нужно для выживания в мире технологий? Вот им и неинтересно в школе...

- А у нас сейчас подменили понятия. Развитие всех мыслящих существ идет от непосредственного внимания и запоминания к опосредованному. То есть мы с ребенком сперва делаем то, что ему интересно, затем это становится навыком, который потом можно применять где угодно. А мы детей в четыре года закидываем в какой-нибудь развивающий центр и спрашиваем, есть ли там чтение-письмо-математика. И считаем, что если есть, то центр молодец. То есть мы нагружаем ребенка тем, что ему по возрасту не подходит. И в итоге получаем безынициативного зомби, которого технически можно всему научить, а интереса у него ни к чему нет!

- И жалуемся потом, что это гаджеты виноваты?

- Это родители сами себе портят ребенка. Правильные мамы и папы понимают, что надо отталкиваться от того, что ему интересно. 

Учите анализировать и делать выводы

- Говорят, что технологии отбили у детей стимул учиться. И правда, зачем вставать в 6 утра к первому уроку, если все можно прочитать в интернете, не вылезая из кровати?

- Да, мы теперь по одному клику можем узнать любую информацию. Это приведет к тому, что школа изменится, и нам придется плясать не от объема знаний, а от анализа. Мы не можем ограничить поток информации, которая поступает к детям. Но и анализировать ее не учим! Мы лишь требуем, чтобы ребенок помнил все, чему его научили, и забываем про то, что наши навыки должны быть адекватными той среде, в которой мы живем. Сегодня не надо запоминать всё - достаточно запомнить лишь то, что ты выжал из всего этого объема информации. 

НА ЗАМЕТКУ

Как оторвать отпрыска от компьютера 

По современным нормам детям не стоит сидеть перед экранами дольше 20 - 30 минут подряд. Чтобы не возникало конфликтов, это правило стоит обговорить с ребенком заранее. Маленьким детям вполне подойдет такое объяснение: после показа одной серии мультиков планшет устал и ему нужно "поспать". 

Для старших такое объяснение не прокатит. Чтобы они не засиживались в соцсетях и онлайн-играх, им нужно предложить альтернативное развлечение. И не уроки или уборку! А что-то такое, от чего ребенку бы самому захотелось выключить компьютер. Например, интересную прогулку, мастер-класс игры на гитаре или сеанс игры в "Мафию" всей семьей. В крайнем случае можно настроить устройство так, чтобы оно само выключалось через полчаса работы. Но не пытайтесь обхитрить таким образом старшеклассников! Поверьте, в гаджетах они разбираются гораздо лучше родителей.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Учителя просят не приносить в школу дорогую технику

Смартфон и планшет "для учебы" занимают весомое место в списках расходов к 1 сентября. Для многих мам и пап начало учебного года становится важным поводом купить ребенку первый телефон, чтобы быть на связи 24 часа в сутки. Но педагоги многих школ специально предупреждают на родительских собраниях: не надо приносить на уроки дорогие смартфоны! И дело даже не в том, что расшалившиеся школьники могут сломать девайс - просто навороченные компьютерные игры часто привлекают ребятишек куда больше, чем объяснения учителя про теорему Пифагора.

Специалисты настаивают: планшетам и ноутбукам в школе делать точно нечего. Для демонстрации презентации, сделанной дома, вполне сгодится и школьная техника. А вот мобильник - простенький, без соцсетей и игрушек - будет в самый раз.

Задачка, прямо скажем, не из легких. Во-первых, игрушки есть даже в самых дешевых моделях. А во-вторых, многим детям будет просто стыдно показаться в школе с мобильником, вышедшим из моды...

Обсуждайте с детьми их эмоции

Сегодняшний мир уже немыслим без гаджетов. И то, что нынешние дети проводят гораздо больше времени в виртуальном мире, чем их родители в своем детстве, приходится принимать как данность.

- Мы не можем предсказать, какие умения понадобятся нам в будущем, - считает психолог Марина Чижова. - Вот я не отличу съедобный гриб от ядовитого, разве что помню, как выглядит белый на картинке... Раньше от этого навыка зависела бы вся моя жизнь, а теперь я просто иду в магазин и покупаю грибы! Мы не знаем, какие навыки нам будут нужны дальше. И это очень травматичная ситуация - я не знаю, в каком мире проснусь через 15 лет и успею ли я адаптироваться. И именно из-за этого страха родители стремятся ограничить все и вся: я и с этим-то еле справился! Надо просто констатировать для себя: против чего я могу бороться, а против чего нет, и приложить все усилия. Я могу повлиять на выбор игрушек для моего ребенка, но я не могу закрыть его интерес к этому. Я не могу отменить интернет, но я могу обсудить с ребенком его эмоции по этому поводу.

Новости по теме: образование Технологии