Загрузить еще

Стоунхендж был не обсерваторией, а... деревянным мавзолеем

Стоунхендж был не обсерваторией, а... деревянным мавзолеем

- Для того чтобы разгадать загадку Стоунхенджа, надо понять логику мышления его строителей, - считает историк Джулиан Сполдинг, много лет проработавший директором различных британских музеев. - Мы пытаемся найти смысл в нагромождении на земле циклопических глыб. Но древние не очень любили смотреть себе под ноги, они чаще поднимали глаза к небу, стремясь отыскать там бога. Все священные объекты наши предки старались как можно выше поднять над землей и приблизить к небу. Есть основания полагать, что камни Стоунхенджа были всего-навсего сваями для огромного деревянного алтаря, который не сохранился до наших дней.

Бизоны на потолке

В качестве самого яркого примера приземленности современного человека ученый вспоминает историю открытия шедевров наскальной живописи в пещере Альтамиры (Испания). На протяжении 10 лет археологи вели раскопки. И никто не замечал цветных рисунков на потолке пещеры, пока к профессионалам не присоединился историк-любитель Марселино де Саутуола с 9-летней дочерью Марией. Девочка первой догадалась посмотреть вверх и воскликнула: "Папа, тут бизоны!"

- А теперь вспомните, почему Микеланджело получил заказ на роспись сводов Сикстинской капеллы? - говорит Сполдинг. - Это был 1506 год, Колумб недавно вернулся после открытия Америки, и уже ни у кого не оставалось сомнения в том, что Земля - это шар. Это был жестокий удар для Папы Римского. Потому что рушилась картина мира, где небо было местом, где обитал бог и цвели райские кущи. Теперь все знали, что Земля не плоская и небесной тверди не существует, а есть Вселенная, звезды и планеты. И тогда Папа Юлий II нанял Микеланджело, чтобы тот силой своего таланта задержал прогресс и доказал верующим: небеса выше и прекрасней нас. Поэтому я утверждаю, что и в случае со Стоунхенджем мы смотрим не в том направлении.

1,5 миллиарда трудодней

Теперь попробуем от эмоциональных аргументов перейти к рациональным. Строительство Стоунхенджа по трудозатратам вполне сравнимо с возведением египетских пирамид. Комплекс состоял примерно из 80 крупных камней весом от 25 до 50 тонн (мелких камушков было еще больше). Доставляли их из каменоломни, которая находилась в 380 километрах от Стоунхенджа. По подсчетам, на доставку одной такой глыбы силами бригады из 1000 человек должно было уйти от 3 до 7 лет. А ведь камень еще необходимо обработать и установить! Иными словами, строительством занимались из поколения в поколение тысячи людей на протяжении 300 - 500 лет. Это примерно 1,5 миллиарда трудодней! Могли пойти наши предки на такой трудовой подвиг ради интереса к астрономии? Вряд ли! Сподвигнуть на подобное строительство их могли только вопросы жизни и смерти.

Сполдинг обратил внимание, что народы, которые не знали о существовании друг друга, независимо пришли к идее строительства пирамид. В Африке их возводили египтяне, в Америке - индейцы майя и ацтеки, в Азии - китайцы... Индейцы приносили на вершинах пирамид человеческие жертвы, вымаливая у жестоких богов прощение. У китайцев и египтян они выступали в роли портала в загробный мир, через который почивший владыка мог попасть в компанию богов и замолвить за живых словечко.

Скорее всего, Стоунхендж был вариантом подобия круглой "пирамиды". Камни служили опорой для деревянной платформы диаметром 30 метров. Над ней  надстраивалось еще несколько этажей. Этот "небоскреб" венчался алтарем. Древние англичане рассчитывали, что в этом случае бог наверху будет лучше их слышать.

Кликните для увеличения. 

240 "мавзолеев Ленина"

Каково же было предназначение Стоунхенджа? Ученые просветили радарами территорию в радиусе трех километров от Стоунхенджа и обнаружили 17 аналогичных ритуальных сооружений. На глубине до трех метров под землей находили массивные камни, выложенные в форме круга. В некоторых случаях исследователи встречали копии Стоунхенджа, выполненные из дерева.

По словам профессора археологии Майка Паркера Персона, который руководит проектом Stonehenge Riverside Archaeological Project, Стоунхендж был всего лишь частью огромного ритуального комплекса, где, по верованиям людей палеолита, их кумиры после завершения своего земного пути обретали бессмертие. Стоунхендж, как Мавзолей Ленина, был местом паломничества, причем древние люди были так же уверены, что их вождь "жил, жив и будет жить". У каждого из 17 найденных ритуальных комплексов было свое предназначение. Предполагается, что все они были пунктами маршрута, по которому провожали в последний путь сильных мира сего (см. схему). Например, деревянный Хендж в трех километрах западнее был последней точкой царства живых. Затем по реке тело переправляли до Блухенджа - ворот в царство мертвых. А сам Стоунхендж был олицетворением этого "царства Аида"…

Знаменитые мегалиты в Солсбери были местом захоронения только элитных покойников. Всего за период с 3030 по 2340 год до нашей эры во рвах вокруг гигантских мегалитов нашли свой последний приют 240 человек. Именно этот период времени считается расцветом Стоунхенджа. Затем сооружение пришло в упадок и было заброшено.

КСТАТИ 

Два из семи чудес света будут восстановлены 

Стоунхендж, несмотря на свои размеры, никогда не входил в перечень семи чудес света. В те времена, когда он строился, уже существовали египетские пирамиды. А легионеры Цезаря, завоевавшего Британию, находили, что мегалитический комплекс безнадежно проигрывает в изяществе остальным памятникам "великолепной семерки". Напомню, что в число чудес света входили храм Артемиды в Эфесе, Александрийский маяк, мавзолей в Галикарнасе, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Колосс Родосский, статуя Зевса в Олимпии и упомянутые уже пирамиды. Кстати, они единственные сохранились до наших дней.

Однако ученые считают, что еще два выдающихся памятника древности могут быть восстановлены. Развалины Александрийского маяка были обнаружены еще в 1980 году на дне Средиземного моря. Чудо света было разрушено землетрясением 1375 года. Уцелевшие обломки фундамента использовали впоследствии для строительства средневековой крепости. Более 10 лет понадобилось французскому историку-энтузиасту Жаку Барьяру, чтобы в чертежах воссоздать точную копию древней башни. Барьяр даже изготовил огромный макет. В III веке до нашей эры архитектору Сострату при организационной поддержке царя Египта Птолемея II понадобилось всего 5 лет для строительства 140-метрового гиганта (для сравнения, первый небоскреб, построенный в США в 1891 году, имел высоту 54,9 метра). Сейчас восстановление маяка технически возможно, но упирается в финансы.

А вот другое чудо - гигантскую 60-метровую статую Колосса Родосского - мы вскоре сможем увидеть своими глазами. Первоначально греческие власти планировали восстановить скульптуру в бронзе. Однако в 2008 году избрали менее затратный вариант: Колосс будет реконструирован в виде светотехнической инсталляции. Бюджет проекта оценивается в 200 миллионов евро. Значительную часть расходов взял на себя немецкий меценат Герт Хоф.

Новости по теме: Стоунхендж