Высшие военные руководители СССР нередко лично выезжали на фронт. Чаще других на передовой бывал маршал Георгий Константинович Жуков - 43 раза. И каждый раз для охраны это становилось головной болью: рекомендации по безопасности маршал зачастую игнорировал. О том, как Жуков играл со смертью, "Комсомолке" рассказал Валентин Жиляев, научный сотрудник Центра по связям с прессой и общественностью Федеральной службы охраны России.
Выдала форма
- Валентин Иванович, как часто Жуков попадал в опасные ситуации?
- Очень часто. В сентябре 1941-го Жуков останавливал наступление немцев под Ленинградом. Георгий Константинович несколько раз выезжал на передний край обороны армии Федюнинского. Однажды военачальники поднялись на наблюдательный пункт в доме, находившемся всего в 700 метрах от немцев. Федюнинский был одет в телогрейку, но его выдавали брюки с генеральскими лампасами, а на Жукове была шинель с красными петлицами и генеральская фуражка. Немцы это заметили и открыли огонь, один снаряд попал в лестничную клетку на нижних этажах. Командующим пришлось быстро покинуть наблюдательный пункт...
- Почему же они не маскировались?
- Сотрудников охраны, которые пытались переодеть Жукова, он не слушал. Георгий Константинович частенько пренебрегал мерами безопасности. Например, никогда не пользовался бомбоубежищами. Когда он был в Ленинграде, то рядом со Смольным, где работал Жуков, располагался защищенный командный пункт со средствами связи. Воздушную тревогу в городе объявляли почти каждый час. Но Жуков туда принципиально не спускался, а сотрудникам охраны заявлял: "Снарядам и бомбам не кланяюсь!"
В "гости" к врагу
- Писали, что маршал часто ездил по заминированным территориям...
- Случалось. В 1943 году на Степном фронте машина, следовавшая перед автомобилем Жукова, подорвалась. Шофер маршала хотел разворачиваться, но Георгий Константинович сказал: "Только вперед!"
Вообще Жуков и другие высокие начальники многим обязаны своим водителям, в прошлом - профессиональным гонщикам. Они могли легко уйти от истребителя. Со своим личным водителем Александром Бучиным Жуков проехал 180 000 км.
Кстати, сидел маршал только впереди, игнорируя советы службы охраны разместиться на заднем сиденье. В июле 1943-го Жуков выезжал в район танкового сражения под Прохоровкой. Автомобиль подъехал почти к самому полю боя и привлек внимание немцев. Все требования начальника охраны Бедова о том, чтобы остановить машину, игнорировались. Генерал-лейтенант Минюк, личный адъютант Жукова, тот вообще отпускал шуточки: "Увлеклись, думали, что в танке едем". Из машины вышли, а когда возвращались обратно, Жуков попал под минометный огонь противника. Бедов навалился на Георгия Константиновича, чтобы закрыть его своим телом. Мина взорвалась в нескольких метрах. Бедов получил контузию левого уха, а Жуков - правого, с тех пор маршал плохо слышал. Но вместо благодарности Бедова ждал нагоняй. "Что я, баба, чтобы на меня ложиться?" - негодовал Жуков.
- А правда, что в 1943-м Жуков чуть к немцам не угодил?
- Да, 31 июля 1943 года адъютант генерала Баграмяна, сопровождавший машину Жукова, едва не привез маршала к противнику. Они уже проехали наш передний край обороны и заехали к немцам. Если бы там была какая-то фашистская группа, все бы погибли. Но Жуков вовремя понял и оценил всю опасность ситуации. У него было какое-то чутье: маршал прекрасно ориентировался на местности. Он вовремя дал команду развернуть машину, хотя его убеждали, что, мол, едем правильно.